О церковном братстве

Что значит для меня церковное братство? Почему я испытываю к посторонним людям, которых встречаю в храме, родственные чувства? Что соединяет в церкви прихожан — совершенно различных людей? У нас разные судьбы, различное образование и возраст, во многом непохожие представления о мире. И всё же, как оказывается, у нас одинаковые ценности в жизни и во многом совпадающие мнения. Ещё добавлю, что хотя постоянное ядро церковной общины составляют очень разные люди, но, отнюдь не случайные. Если попытаться охарактеризовать их, всех в одной фразе, то это люди, ищущие не своего, а Божьего. Как говорится, «с такими я бы пошёл в разведку»! Таково предназначение Божье, Его Промысл о Своей Церкви.
Размышляя над этим, я убедился, что главные измерения духовной жизни для воцерковлённых людей совпадают. Что это за измерения?  — Это отношение к жизни и к смерти, а также понимание любви и жертвы. Этот особый мир веры — совместно выбираемая нашей молитвой и верой реальность. Все, кто постоянно ходят в храм, знают, что Церковь создаёт свой настрой, свой особый мир для тех людей, которые совместно молятся и участвуют в церковных таинствах. И как выясняется, духовные измерения этой общей реальности Церкви оказываются наиболее важными в жизни, объединяют людей в самом главном. Потому, что они дают наиболее крупномасштабную картину действительности. Это и создаёт возможность объединения таких разных людей.
Немного о совместной молитве. Как уже доводилось мне писать, молитва является очень действенным средством выбора и строительства духовной реальности. Что это значит? Молитва — это взгляд и слова, направленные к Богу, это душа, рвущаяся ввысь и сердце, обращённое «горе», к Небу духовному. Надо ли говорить, что такая обращённость человека формирует его жизнь? По-моему, это очевидно. Сказал Господь: «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно… » (Матф.6:21).  И если твой благой духовный выбор соединяется с выбором стоящих рядом людей, то это и есть выбор реальности. — Своей и общей…
Церковь олицетворяет собой вочеловеченного на Земле Бога. Через неё Он является нам в нашей действительности. Потому Церковь и называется «Тело Христово». А мы все, как сказал апостол Павел — члены этого тела. Мы не можем полноценно существовать без Церкви, как не может жить отдельный орган без тела. Прекрасно сказал об этом христианский философ Вл.С. Соловьёв: “Церковь там, где люди, соединённые взаимною братскою любовью и свободным единомыслием, становятся достойным вместилищем единой благодати Божьей, которая и есть истинная сущность и жизненное начало Церкви, образующее её в единый духовный организм”».
В русском языке есть прекрасное слово для определения церковного братства. Это слово «соборность». Замечательное определение соборности дал великий мыслитель и подвижник Православия А.С. Хомяков: «Соборность – это «свобода в единстве», свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на совместные поиски пути спасения. Идеалом соборности является Собор Ипостасей Святой Троицы, наиболее соборная реальность – Православная церковь, ведущая Россию к соборной цельности духа». Поистине золотые слова сказал Хомяков о свободе в церкви и единстве:  «Христианство есть не иное что, как свобода во Христе… Единство Церкви есть не иное что, как согласие личных свобод… Свобода и единство – таковы две силы, которым достойно вручена тайна свободы человеческой во Христе».

Аркадий Костерин

Просмотров (46)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *