Духовная maxima имперского мышления

Предполагаю, что связка духовности с имперским мышлением, у многих читателей, вызовет саркастическую усмешку. Марксистская идеология оставила большой пласт стереотипов в нашем сознании, поэтому империи и империализм, зачастую воспринимаются, как орудия угнетения и эксплуатации народов. Однако, стоит ли придерживаться лукавых идеологических штампов? Вспомните, так ли уж плох был PAX ROMANA — мир, сформировавшийся вокруг Римской империи? Думаю, никто не станет отрицать огромный вклад этого уникального культурно-политического ареала в исторический прогресс. В своё время Британская и Испанская империи, при всех своих недостатках, стали значительными ступенями в развитии цивилизации. А чем плоха была Российская империя, объединившая десятки народов, проживавших на территории Евразии в динамично развивавшуюся культурно-историческую общность?

Разумеется, всем империям были присущи как общие, так и индивидуальные для них пороки, что и обусловило, со временем, их разрушение. В общем же, можно сказать, что все империи прошлого погибали из за того, что не смогли сохранить мир и равновесие в своих пределах. Здесь я попробую сформулировать общий принцип жизнеспособности империй. — Полагаю, что УСТОЙЧИВОСТЬ ИМПЕРИЙ И МАСШТАБ ИХ ВЛИЯНИЯ НА МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАЧЕСТВОМ ИХ ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ, объединяющей эти наднациональные общности. Их историческая значимость и живучесть обеспечиваются ПРОЧНЫМ НРАВСТВЕННЫМ И ДУХОВНЫМ ФУНДАМЕНТОМ. Это закономерно, потому что именно духовные процессы являются наиболее фундаментальными и долговременными процессами в истории. Чтобы создать империю, нужно положить в её основание здоровую и конструктивную идею созидания, которая сможет обеспечить стабильное сосуществование и развитие разнородных её составляющих.

Духовная составляющая имперского мышления является не только главным связующим звеном имперских структур, но и средством коммуникации, фактором экспансии во внешний мир. При наличии привлекательной духовно-нравственной основы*, вокруг политического пространства империи создаётся особый культурный ореол, материализующийся в специфичную цивилизацию. Именно эта, духовная, составляющая определяет, в большой мере, вклад империи в мировую историю. И, напротив, отсутствие в империи привлекательной духовной доминанты делает невозможным её длительное существование и распространение её культуры. Считаю, что наиболее оптимальным для построения империй является принцип, получивший название «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ» (2). Вот как оно формулируется:

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать в двух аспектах — отрицательном и положительном.
Отрицательная формулировка (её часто называют юридической): «НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОЧЕШЬ СЕБЕ».
Положительная формулировка: «ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ».
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, оно лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом…
Русский философ В.С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов**) — «правилом милосердия».

Как применимо это правило к империи? Субъектами, составляющими империю являются нации. Поэтому, сперва нужно сказать несколько слов о взаимоотношениях имперского и национального принципов в идейной сфере. — Следует понимать, что эти направления мысли не только не являются совпадающими, но и зачастую противоречат друг другу. Империя не может быть устойчивой, если в ней проводится политика подавления тех или иных составляющих наций или унижается титульная нация. Но, она также теряет устойчивость и при выпячивании или раздувании роли титульной нации или других наций, входящих в её состав. Для стабильности очень важно, в целом, чтобы имперский принцип превалировал над национальным, при всём необходимом уважении к национальным чувствам. Напомню, что Римская империя впервые продемонстрировала превалирующий статус имперского гражданства над национальным. Было почётно называться римским гражданином, и статус этот не зависел от национальной принадлежности.

Здесь я хочу немного поспорить с одним высказыванием уважаемого мной философа Виктора Аксючица (3). Он пишет: «Со второй половины XX века, после немецкого нацизма, утвердилась неформальная норма, по которой о народах не следует судить слишком определённо. Люди, государство, экономика, общественное устройство могут быть плохими или хорошими, а говорить плохо о каком-либо народе — это шовинизм, национализм, расизм. Возвеличивать свой народ — это тоже шовинизм, национализм, расизм. Но народы, как и люди, своеобразны: есть народы энергичные и ленивые, сильные и слабые, талантливые и не очень». — Не возражаю, о своеобразии народов говорить можно и нужно. Но, возьмём ли мы на себя смелость судить о таланте и назначении какого-либо народа? Можно согласиться с тем, что характер народа раскрывается в его историческом пути, однако прозревать его будущее мы можем лишь «гадательно». Потому, что не ведаем мы Промысла Божьего и не можем знать, какую роль определил Бог тому или иному народу.

Осторожное суждение о народах, в целом, по-моему, оправдано. Уровень обобщённых оценок требует обработки огромных массивов информации и взвешенного анализа. Упрощённые популистские оценки, могут стать (да и всегда становятся) источником ксенофобии, агрессивного отношения к иноплеменникам и межнациональных конфликтов. Такие оценки не способствуют созиданию империи. Продолжу цитирование. Виктор Аксючиц пишет: «Как и люди, народы имеют характер — совокупность отличительных свойств, которые оформляются в зрелом возрасте. Почему разные люди, принадлежащие к одному народу, склонны к одинаковому поведению, похожим манерам, типическим отношениям и связям, близким оценкам и суждениям, схожему складу ума, почему у них общие ценности? Чем вызываются сильнейшие чувства национального родства, которые возникают в критических ситуациях между людьми, разделёнными разнообразными перегородками: социальными, политическими, экономическими, пространственными?»

Попробую кратко изложить своё понимание этого вопроса. — Сходность менталитета, общие национальные черты хорошо объясняются при укрупненном масштабе рассмотрения. При таком подходе становится очевидно, что все личности, составляющие народ, находятся под постоянным воздействием долговременных крупномасштабных факторов — материальных и духовных, которые и формируют коллективное мировосприятие нации. Это воздействие можно рассматривать, начиная из самых глубин истории, от этапа биологического формирования человеческой общности. То есть, исследуя истоки национальной ментальности, мы должны применить наши знания о том, как материальная среда формирует человеческую психику (4). При этом общая ментальность постоянно воспроизводится на протяжении многих поколений, она закрепляется генетически. Именно поэтому можно рассматривать национальную общность, как цельного носителя сходных черт, как исторический индивидуум, сформированный крупномасштабными воздействиями.

Далее, эта естественно сформированная коллективная личность нации подвергается воспитывающему и обучающему воздействию в процессе отношений с подобными ей субъектами. Исторический путь, который пройден данным конкретным народом очень важен для формирования национальной ментальности. Постепенно вырабатываются общее мировосприятие и сходная ментальность у людей, составляющих нацию, что выражается в первоначальном национальном патриотизме. Процитирую здесь одного из своих сетевых собеседников Бориса Тираспольского: «Представляется, что для подавляющего большинства людей патриотизм — не более чем слегка окультуренный «территориальный инстинкт». Наивысшее проявление национального патриотизма скорее всего возможно определить, как «ЕДИНСТВО ОТДЕЛЬНЫХ СОЗНАНИЙ В ИСПОЛНЕНИИ ОБЩЕГО ДЕЛА».

Задумавшись над этим высказыванием, я продолжил мысль моего собеседника в том духе, что это коллективное сознание является проявлением некоей общности, которая является персонажем мировой истории. То есть, нации и народы не только фигурально представляются действующими лицами в истории, но в своих действиях воплощают коллективную психику обобщённого масштаба. Причём духовный уровень таких коллективных деятелей может быть различен, он зависит от РАЗВИТИЯ наций. Учитывая это развитие и переход к формированию наднациональных общностей, мы должны будем расширить и трактовку патриотизма. Исходным пунктом формирования патриотизма, зачатком его, можно действительно видеть территориальный инстинкт. Но, в процессе развития наций (да и при развитии каждой отдельной личности), патриотизм «окультуривается» и обретает более высокие степени обобщённости и духовности. В патриотизме ведь не только инстинкт может проявляться, но и духовная миссия и Промысл Божий…

Поэтому понятие патриотизма динамично. Оно начинается от признания «своими» сограждан «малой родины» и последовательно расширяется до национальной а затем и государственной, наднациональной самоидентификации. Эта самоидентификация опирается на более или менее развитую духовную базу, которая складывается из народной памяти, религии, культуры, общепринятых представлений о совместной истории. Патриотическое чувство может обретать, в зависимости от личной и общественной духовной базы, различную степень глубины и обобщённости. Наконец, одухотворённое, развитое чувство патриотизма может претвориться в осознание наднациональной духовной общности культурного и цивилизационного характера, например, в нашем случае — в осознание Русского мира. И это чувство без сомнения может стать хорошей основой просвещённого имперского сознания.

Понятие народ, в узком смысле, объединяет единоплеменников. Можно сказать, что каждый из естественных исторических субъектов обладает отличительными чертами и самобытным характером, которые сформировались под влиянием биологических, географических и прочих природных факторов. На этой естественной базе каждый народ творит свою историю в реальных политических условиях. По мере культурного и политического развития, понятие «народ» включает в себя всех современников, объединённых общими условиями существования. В наше время, народ — это общность людей, объединённых общей территорией проживания, совместной политической, хозяйственной и культурной деятельностью. Каждый народ имеет многообразные потенциальные возможности, свой характерный спектр духовных состояний, которые осуществляются с большей или меньшей вероятностью. Этот коллективный выбор претворяется в исторической действительности.

Народная общность государства может быть однородной по национальному составу или разнородной, многообразной. Это зависит от конкретных исторических условий и духовной основы государствообразущей нации. При этом некоторые нации могут стать инициаторами и организаторами собирания наднациональной общности, а другие не могут. На мой взгляд, это связано с личной и общественной реализацией в массе народа «золотого правила» нравственности, я бы даже сказал: с приверженностью этому правилу. То есть, возможность для нации собирания империи определяется тем, насколько её мировосприятие соответствует традиционным общечеловеческим этическим нормам. Конкретные же перипетии имперского строительства и прочность возводимого исторического здания очень сильно зависят от того, какой вариант золотого правила этики — «справедливый» или «милосердный» воплощается в этой созидательной работе.

«Справедливое» построение империи подразумевает, что в духовной парадигме многообразные национальные миропонимания объединены на базе терпимости, а в хозяйственной жизни осуществлена многоукладность, объединённая общими экономическими интересами и единым механизмом политической власти. Это хороший и жизнеспособный вариант империи, таких примеров не так уж много было в истории. Может быть, такова была Римская империя в годы своего расцвета. Такова была и Российская империя на больших отрезках своего существования. Но, всё-таки, для будущей России — это программа-минимум. А программа-максимум — это «милосердный», христианский путь имперского домостроительства. Он должен обеспечить духовное многообразие, реализуемое в ДУХЕ ЛЮБВИ И СОТРУДНИЧЕСТВА, открывающее для каждого мировоззрения возможность позитивного развития и обогащения.

Осуществление Христова правила милосердия может явиться основой Российской империи лишь в том случае, если русский народ будет в массе своей преданно исповедовать Православие. Это будет означать, что деятельный субъект Русского мира совпадёт с вневременным духовным субъектом Христианства. И это будет звёздный час для России! — Думаю, что прочитав это, многие читатели назовут меня беспочвенным мечтателем, но на самом деле, я просто стараюсь мыслить по-христиански. Христианство говорит о спасающем МИЛОСЕРДИИ БОЖЬЕМ. Милосердный путь созидания империи я сравнил бы с «УЗКИМИ ВРАТАМИ» о которых говорил Спаситель. Бесспорно, спасительные УЗКИЕ ВРАТА — это не самый вероятный выбор ни для отдельного человека, ни для целого народа. Зато, этот выбор самый жизнеспособный в истории. Ведь Бог хочет нас спасти! Поэтому я надеюсь, что этот выбор осуществится.

Русский народ от Бога наделён такими душевными качествами, которые позволили ему встать во главе огромной мировой империи (5). Эти его душевные качества, его христианское миропонимание, милосердие, самопожертвование особенно ярко проявлялись в периоды жестоких испытаний, когда Россия была призвана к роли спасительницы мира. И напротив, были периоды, когда нравственный и духовный потенциал русского народа слабел, и тогда российское государство подходило к порогу гибели. Такие периоды получили название «смутное время». Но все периоды смутного времени завершались духовным прорывом, героическим подъемом, сплочением на основе христианских чувств. Так было и в 1380м году и в 1613м и в 1941м годах. Убеждён, что это чудо возрождения православной нравственности и духовности произойдёт вновь на наших глазах!

Декабрь 2014. Нюрнберг.

*) Прошу не путать духовную доминанту с имперской идеологией. В любом, даже наилучшем варианте, идеология представляет собой усечённую духовность.
**) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20),«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40)
В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32-34).
В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук . 6:31).
Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

Источники.

1. Библия.
2. Философская энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/402/ЗОЛОТОЕ
3. Аксючиц В.В. Русский характер. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/976.htm
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
5. Аксючиц В.В. Миссия России.

Аркадий Костерин

Просмотров (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *