Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью.

*   *   *

Все свя­тые при­зна­ва­ли се­бя не­дос­той­ны­ми Бо­га: этим они яви­ли свое дос­то­ин­ст­во, со­стоя­щее в сми­ре­нии.
Все са­мо­оболь­щен­ные счи­та­ли се­бя дос­той­ны­ми Бо­га: этим яви­ли объ­яв­шую их ду­ши гор­дость и бе­сов­скую пре­лесть. Иные из них при­ня­ли бе­сов, пред­став­ших им в ви­де ан­ге­лов, и по­сле­до­ва­ли им; дру­гим яв­ля­лись бе­сы в сво­ем соб­ст­вен­ном ви­де и пред­став­ля­лись по­бе­ж­ден­ны­ми их мо­лит­вою, чем вво­ди­ли их в вы­со­ко­умие; иные воз­бу­ж­да­ли свое во­об­ра­же­ние, раз­го­ря­ча­ли кровь, про­из­во­ди­ли в се­бе дви­же­ния нерв­ные, при­ни­ма­ли это за бла­го­дат­ное на­сла­ж­де­ние и впа­ли в са­мо­оболь­ще­ние, в со­вер­шен­ное ом­ра­че­ние, при­чис­ли­лись по ду­ху сво­ему к ду­хам от­вер­жен­ным.

* * *

Пред людь­ми долж­но вес­ти се­бя ос­то­рож­но и бла­го­го­вей­но, но про­сто, мол­ча­ни­ем от­ве­чая на по­хва­лы, им же на по­ри­ца­ния, кро­ме тех слу­ча­ев, ко­гда про­ше­ние про­ще­ния и при ну­ж­де уме­рен­ное объ­яс­не­ние мо­гут ус­по­ко­ить и при­ми­рить к нам по­ри­цаю­ще­го.

* * *

Ни­как, ни под ка­ким пред­ло­гом, не осу­ж­дай ни­ко­го, да­же не су­ди ни о ком, хо­рош ли он или худ, имея пе­ред гла­за­ми то­го од­но­го ху­до­го че­ло­ве­ка, за ко­то­ро­го ты дол­жен от­ве­чать пред Бо­гом, — се­бя.

* * *

Са­мый тяж­кий грех — «от­чая­ние». Этот грех уни­чи­жа­ет все­свя­тую Кровь Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, от­вер­га­ет Его все­мо­гу­ще­ст­во, от­вер­га­ет спа­се­ние Им да­ро­ван­ное, — по­ка­зы­ва­ет, что в ду­ше пре­ж­де гос­под­ство­ва­ли са­мо­на­де­ян­ность и гор­дость, что ве­ра и сми­ре­ние бы­ли чу­ж­ды ей. Бо­лее, не­же­ли от всех дру­гих гре­хов, на­до хра­нить­ся, как от смер­то­нос­но­го яда, как от лю­то­го зве­ря, от от­чая­ния. По­вто­ряю: от­чая­ние — злей­ший грех ме­ж­ду все­ми гре­ха­ми.

* * *

Нередко случается, что, по смотрению Божию, отнимается что-либо вещественное и временное, а взамен его дается нравственное и духовное, вечное. А люди, привязанные к веществу и временной жизни, скорбят, не понимая, что они возводятся к бесценным, высшим благам.

* * *

Не устрашись бурь, не ослабей от них: они — признак добрый.

* * *

Не осуждай не нечестивого, ни явного злодея: своему Господеви стоит он, или падает (Рим. XIV, 4). Не возненавидь ни клеветника твоего, ни ругателя, ни грабителя, ни убийцы: они распинают тебя одесную Господа…

* * *

Все поступки наши по отношению к ближнему, и добрые и злые, Господь будет судить, как бы они были сделаны относительно Его Самого (Матф. 25)

* * *

Жизнь наша коротка. Что в ней ни приобретешь — все должно оставить при входе в вечность. Одно благо, которое пойдет с нами туда: любовь к Богу и любовь ради Бога к ближнему.

* * *

Свойство пожеланий человеческих таково, что необходимо научиться побеждать их на мелочах. Приучившийся побеждать мелочные пожелания, обуздает и великие. Побеждающийся малыми пожеланиями, победится непременно и великими. Невозможно преодолеть ни страсти вожделения, ни страсти гнева, не научившись побеждать вообще все пожелания, чем исключительно исправляется испорченность воли.

* * *

На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.

* * *

Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.

* * *

Когда ни вспомним о враге нашем, — не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения.

* * *

Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности.

* * *

Познание немощей своих есть познание существенно нужное для христианина. Оно ведет к смиренномудрию, а это — к духовному разуму. Кому Господь восхощет даровать Свой разум, тому Он открывает особенно его немощи.

* * *

Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.

* * *

Многие приступают к Господу, — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие… немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие.

* * *

Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями, не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями… Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи… Так утверждают светила Церковные — Святые Отцы.

* * *

Добрые дела наши должны быть скрыты не только от человеков, но и от нас самих…

* * *

В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение пред Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе.

* * *

Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях.

* * *

Здесь будут еще добавления.

Просмотров (171)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *