Конфликт между двумя духовными течениями Православия, которые получили в 19 веке название «иосифляне» и «нестяжатели», существует постоянно. Об истории этих течений могу порекомендовать материал, опубликованный на нашем приходском сайте. По-моему, очень остро проявляется этот конфликт и в наше время. Обусловлена эта актуальность историческими событиями в нашем отечестве, которые не могли не отразиться на духовном состоянии Церкви.
Крушение коммунистической системы и развал СССР породили у интеллигенции и священников радужные надежды на быстрое духовное возрождение. Духовная жажда в конце 80-х годов ощущалась очень остро. В целом, советское общество нуждалось в духовном стержне существования, потому что прежняя идеология рассыпалась, как мираж, а стремление к обновлению жизни охватило огромные массы населения.
Как строить жизнь? На какой идейной основе? – Этот вопрос волновал всех, и в первую очередь – интеллигенцию. И, естественно, множество надежд в ту пору было обращено к Православию, как традиционному нравственному устою России, существовавшему на протяжении тысячи лет. Церковь, в духовном плане, мало кому была тогда открыта, она существовала в народном сознании, скорее, как миф о потерянном рае, чем как реальное направление мыслей и убеждений.
Однако, РПЦ, по тогдашнему своему состоянию, никак не могла соответствовать этим надеждам. Церковь была задавлена многими десятилетиями гонений, репрессий, государственного диктата. У неё не было навыка духовного водительства огромных масс, не было и людей, способных к этому предназначению. Элементарно, не хватало грамотных, обученных кадров. Выпуски имевшихся семинарий и Академий были совершенно недостаточны. Остро недоставало обустроенных приходов для окормления новокрещённых, не хватало действующих церквей и монастырей.
Бессильное, обедневшее государство сбросило, как балласт, в руки церкви сотни разваливающихся «архитектурных памятников» – церквей и монастырей. А в церковь шли и шли огромные толпы новокрещённого люда. В этих условиях перед церковью, в целом, и перед каждым приходом, в отдельности, встала насущная и болезненная проблема практического возрождения, которая выливалась в прозаическую задачу – заработать деньги на существование.
То есть, в этот период бурного «расцвета» православия, перед церковью ещё острее, чем прежде встал вопрос выживания. И в этих условиях сохранить духовное достоинство, идеальный образ христианства оказалось неимоверно сложно. Всем известны упрёки разочарованных идеалистов из интеллигенции в адрес Патриархии в то время. – Это и участие в крупных спекуляциях олигархов, использование «отмываемых» денег, неразборчивость в выборе инвесторов.
Наверное, было допущено немало ошибок, которые подорвали авторитет церкви. – Например, призывы архипастырей к духовному совершенствованию выглядели неубедительно на фоне массового импорта спиртного и сигарет, осуществляемого церковью. К благотворительной деятельности и к строительству в церкви примазалось множество жуликов, для которых Догматы веры были лишь прикрытием неприглядных махинаций. Церковное служение зачастую стало трактоваться как кормушка для лицемерных и жадных карьеристов.
Общее разочарование народа последовало незамедлительно. Церковь идейно не справлялась с ситуацией. Со временем, контроль в хозяйственной жизни церкви усилился, обстановка во многом очистилась и стабилизировалась, но духовный подъём уже спал. Многие ушли из церкви, а ещё больше людей охладели к вере. Формально они остались православными, но в церковной жизни и в Таинствах не участвуют. Однако, читатель наверное спросит: какое отношение имеет эта печальная история к нашей теме?
Всё больше людей сейчас критикуют Патриархию с позиций нестяжательства. Эта позиция сказывается даже в переоценке прошлого. Обвинения в обмирщении православной веры адресуются даже к святому подвижнику Иосифу Волоцкому. Но в основном, за это упрекают его, якобы недобросовестных, последователей. Чтобы разобраться в этих обвинениях и в современной ситуации, надо, по-моему, подняться на уровень обобщений и выяснить философский и бытийный смысл обоих учений.
Как мы знаем из Святоотеческого Предания, Церковь, созданная Христом, являет собой единство Торжествующей Небесной Церкви и Церкви земной, которую называют ещё воинствующей. Откуда взялись эти две составляющие, а вернее – два лика Церкви Христовой? – Церковь едина, но существует она в двух разительно отличающихся мирах. – В Царстве Божьем и в нашей земной реальности, которую Святые Отцы характеризуют, как «мирское смешение» или «мирское слитие».
Эта лаконичная характеристика является очень глубокой и философски содержательной, как, впрочем, и все главные определения богодухновенных Отцов. В частности, это определение означает, что в нашей действительности смешаны, переплетены, – добро и зло, любовь и ненависть, самопожертвование и корысть. Переплетены не только в обстоятельствах жизни, но и в душах людских. И жизнь наша – это постоянная битва всех этих взаимоисключающих ценностей и устремлений.
Сохранить в этой жизни чистую духовность – практически немыслимая для человека задача. Это мог вочеловечившийся Бог, могли, в лучшие моменты своей жизни, великие святые. Но надо ли говорить, что стремиться к духовной чистоте, «стяжать дух мирен» – является высшей задачей человека, залогом его спасения? Как же это осуществить? – Такая задача кажется более выполнимой, если разорвать всякие связи с миром, уйти в леса, оставить себе только духовную связь с людьми.
Собственно, в этом состоит великая правда нестяжателей. Но церковь одним этим выбором существовать не сможет. – Она должна являть себя миру делами, должна идти к людям, призывать их к себе. И для этого ей требуются многие мирские, прозаические средства: храмы и другие помещения, деньги на обучение священников и просвещение мирян, нужны типографии и другие средства распространения идей и влияния. – И в этом состоит оправдание трудов и многих скорбей иосифлян.
То есть, мы видим, что оба течения православной жизни оправданы, оба нужны, и ведут, в конечном итоге к единой цели. – Но это при условии гармонии, равновесия этих течений в церковной жизни. Перекос равновесия, превалирование одного течения над другим, моментально сказывается в церковной жизни, порождает напряжения, ереси и раскол. И надо сказать, что в сохранении равновесия и духовного единства церкви равно важны усилия и добрая воля и архипастырей и простых прихожан.
Надо, наверное, предельно строго оценить сейчас достигнутые результаты материального развития церкви в последние годы и наметить насущные для нового периода задачи. Усилия церкви должны сейчас, по-моему, концентрироваться на духовных задачах, на воспитании растущего поколения, на восстановлении высокого нравственного авторитета церкви. Это труднейшая задача в условиях беспрецедентной экспансии антихристианской материалистической идеологии в современном мире. Иначе Дом Бога – земная церковь – останется пуст.
Мы все составляем, (или должны составлять) великую общность – Тело Христово. Через нас должен являться в этом мире Христос! – И нам нужно быть на высоте этой задачи. Грязь от мирского слития постоянно липнет к нам и к церкви, этого не избежать. Но, сознавая свою роль в этом мире, мы должны непрестанно очищаться покаянием, омывать себя благодатью небесной Церкви, которую подаёт нам по вере Милостивый Господь. Мы призваны жить в мире, но можем отдавать «Богу богово» – свою душу и сердце!
Так, по моему скромному разумению, разрешается извечный спор иосифлян и нестяжателей.
Аркадий Костерин
Просмотров (138)