Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Мф. 22:34
Что значит: «Возлюби Господа всею душою и всем сердцем»? — По-моему, эта заповедь тесно сопряжена с христианской добродетелью целомудрия. Целомудрие — это цельность души и разума в их приверженности Богу. Цельности нам всем недостаёт. Из-за этого и жизнь наша являет картину непоследовательности, неверности, душевного разделения. Верим половиной души и разума (это в лучшем случае), а потом удивляемся: почему Бог нас не слышит. Почему не изливается на души наши благодать, ведь сказано же, что Бог всех любит? Почему постоянно сбиваемся мы с доброго пути, почему продолжаем грешить вскоре после покаяния? — Все поэтому же!
Я совершенно убеждён, что душа человеческая — это цельный объект и проявляется она всегда целиком, хотя и в разных состояниях. Но цельность тоже бывает по-разному оформлена. Яблоко и апельсин — несомненно, цельные объекты, ведь они катятся или падают со стола целиком. Но цельность их разная. — Яблоко совсем целое, а апельсин состоит из долек. То есть, в цельности апельсина есть промежуточная ступенька строения, из-за чего дольки апельсина могут существовать, как самостоятельные предметы. Вот так же, примерно, я представляю себе и разделённость души человеческой.
Конечно, модель эта весьма приблизительная. В физическом мире на апельсин реально действует всего один центр притяжения — планета Земля. А в психическом мире всегда существует не один центр притяжения, а по меньшей мере два. А в реальности — больше. И разные дольки «апельсина души» могут по-разному притягиваться к этим центрам. Несомненно, что результат от этого будет плачевный. То есть, нужно понять, что центробежные силы — это внутренняя реальность человеческой души. Внутреннее разделение всегда присутствует в жизни психики и создаёт в ней напряжение.
Тяготение к противоположным полюсам жизни можно представить как расходящиеся судьбы различных долек души. Одни пути для души благие, а другие — пагубные. Когда части души стремятся в разные стороны, душа буквально «разрывается». Надо ли говорить о гибельности такого разделения? Как собрать разные доли души и направить их в благую сторону? Священное Писание называет нам главное условие спасения души — веру. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16). Почему я утверждаю, что вера поможет собрать душу воедино?
По моему убеждению, вера — это итог нашей душевной жизни, обобщающий все наши стремления и труды. Человек — это то, во что он верит. Вера — это сегодняшний «баланс» души, показывающий Богу результат наших усилий, падений и заблуждений. Поэтому Господь и говорил часто: «По вере вашей воздастся вам» (Матф.9:29). То есть, вера — это не что-то особенное и отдельное в нашей душе, не какая-то заслуга наша, а общее наше состояние. И, несомненно, поэтому, что добродетелью, ведущей к спасению души является христианское целомудрие. Это путь, направляющий нас к Богу…
Аркадий Костерин
Просмотров (76)
Вера в Истину = Бог есть Любовь — это не итог, а начало жизни.
Бытие Истины в душе человеческой — это и есть ПУТЬ к Богу и сама жизнь.