Меня долгое время мучил вопрос о Святых Дарах: насколько и в каком смысле становятся они во время Литургии Телом и Кровью Христовыми? И, слава Богу, читая Святых Отцов и размышляя над этим, я, кажется, понял разницу между преложением и пресуществлением Святых Даров. Напомню, что Литургическое чудо преображения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы определяется в православии как преложение, а в католичестве – как пресуществление.
В преложении хлеб и вино воспринимают ДУХОВНЫЕ свойства Тела и Крови Христовых. Это частица Царства Божьего, данная нам во исцеление души и тела. Это одухотворённая материя, буквальная реализация пророческих слов апостола Павла: «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28)». Это не просто физическая материя, не хлеб и вино, имеющие символический смысл воспоминания о Тайной Вечере, а по сути – отпечаток или отражение Святой Троицы, дающий нам столько благодати, сколько мы можем вместить по вере нашей.
В пресуществлении же, которое утверждается католической церковью, хлеб и вино (в современной церкви – облатки) воспринимают ВСЕ, без исключения, свойства человеческого Тела Христа и Его Крови – как духовные, так и физические. Поэтому совершенно естественно и характерно для католической веры превознесение чуда, происшедшего в Ланчано*, как проявления благодати Божьей. Преклоняясь перед чудом дарования человеческой плоти и крови Спасителя, полагаю, все же, что это проявление Божественного закона «По вере вашей воздастся вам». Католикам преподано чудо, соответствующее их вере. Однако, по-моему, не всё, что считается чудом в католической церкви, имеет такое же значение и смысл для православной.
Поэтому подобное же событие, происшедшее в православной церкви, наводит меня на грустные размышления. По-моему, для нас это не общецерковное чудо, а некое психическое и физическое явление частного порядка. Например, когда утративший веру воспитанник Пажеского корпуса ощутил во время причастия мясной вкус во рту, тут, по-моему, сработало его подсознание, его душа, сформированная десятью поколениями веровавших предков, взбунтовалась против его вознесшегося разума. Это не искушение, но и не чудо церкви, это просто его личное вразумление**.
Не берусь рассуждать о тонких богословских трактовках преложения и пресуществления, но интуитивно, на уровне чувств, ощущаю в пресуществлении опасность излишней материализации и витализации Святых Даров. Для меня в пресуществлении присутствует оттенок смешения физических и духовных понятий, который излишне конкретизирует их форму и принижает духовное значение.
Можно подойти к этой проблеме с другой стороны. Вещественная, материальная составляющая Святых Даров – это всего лишь основа, на которой запечатлено Слово, т.е. беспредельное духовное содержание, явленное нам Господом. Это своего рода «бумага», «носитель информации», если позволительно выразиться современным языком. В принципе, это могла бы быть любая материя. Но хлеб с вином в наилучшей мере подходят для того, чтобы запечатлеть на них вечное Слово.
Хлеб и вино – это плоть и кровь земли, древнейшая и извечная трапеза земледельцев. Они никогда не исчезнут из человеческого бытия ни как реальная основа жизни ни как символы мирного и доброго общения людей и их единства с природой. Поэтому хлеб с вином и оказались на Тайной Вечере, где Господь передавал сынам человеческим Свое Наследие. Собственно, ведь это и был момент заключения Нового Завета.
И конечно же, хлеб и вино Тайной Вечери стали адекватным выражением бескровной жертвы, которая означает безусловное превосходство любви над материальными отношениями, превознесение духа над бренной плотью. Поэтому, когда в католическом пресуществлении в этот ряд привносится конкретная образность жертвы кровавой, то это, по-моему, не гармонирует с духом Нового Завета.
Уже после написания этой заметочки, я нашёл в интернете ответ священника, о. Алексея, на вопрос о чуде в Ланчано:
Отец Алексей пишет:
«… в «Учительном известии», помещенном в изданиях Служебника, сказано, что, если священник в св. Чаше вместо Хлеба и Вина увидит реальные Плоть и Кровь, то должен молиться, пока это явление не исчезнет, если же не исчезает, то оставить этот Потир до рассмотрения архиереем, а людей этим не причащать. Так что у нас такие явления не были чем-то из ряда вон выходящим, однако не рассматривались, как что-то великое, а наоборот, как некое искушение, которое возникало всегда по недостоинству священника для его вразумления. Так что это все — знамения Божии, однако это не значит, что это утешение, а наоборот — некие предупреждения. Так что у нас такой традиции нет.
Ее нет, видимо, и еще потому, что у католиков есть обычай созерцания Святого Тела (облатки), происходящий из их богословия. У нас же Тело и Кровь после пресуществления сразу же потребляются — они переходят в верующих, не «живут», так сказать, отдельно (исключение, впрочем, составляют запасные Дары). Так что у нас это — искушение, а у них — чудо. Но самого факта участия Божества в этом знамении отрицать не следует».
Сноски.
* В Италии есть городок Ланчано, который известен своим евхаристическим чудом, произошедшим в 7 веке. Согласно описанию, один священник засомневался в истиности Тела и Крови Христова и во время Литургии вино превратилось в кровь, а хлеб в тонкий срез плоти. Внизу церкви находится музей где написано об опытах и наблюдениях проводимых в 70-х годах профессором Сиенского университета О. Линолли, который сделал вывод подтверждающий, что это действительно человеские плоть и кровь, причем как пишет он кровь группы АБ (та же что и на Туринской Плащанице), а плоть является фрагментом мышечной ткани сердца.
В ходе повторных экспериментов в 1981 г. результаты были подтверждены.
* Это событие описано в книге «Крыло ангела» протоиерея Вячеслава Тулупова. (Москва. «Русский хронографъ» 2006г)
2009 год.
Аркадий Костерин
Просмотров (77)