Долгое время мне было непонятно: для чего носят вериги? Какой в этом смысл? — Когда я задумывался над этим, услужливая мирская память сразу возвращала меня к образам, воспринятым в советской школе: «Мрачное средневековье, грязная дорога, по краям которой стоят нищие, калеки и латники, а по дороге валит стонущая, орущая невменяемая толпа полуголых людей, увешанных крестами и веригами и немилосердно хлещущих себя плетьми…» Это яркая иллюстрация религиозного фанатизма, на счету которого множество безумных преступлений: изуверство инквизиции, кровавые религиозные побоища, крестовые походы, костры мучеников за науку и прочие ужасы. В этом контексте, вериги воспринимались, как орудие вражды церкви ко всему доброму, здоровому, человеческому. Как орудия порабощения и цепи рабства.
Однако, по мере накопления мной жизненного и духовного опыта, я понял, что всё не так просто. В моей душе с детства присутствовало стремление к Богу и к духовному познанию. Это, конечно, сильно размывало наслоения атеизма в моем миропонимании. Наконец, Бог привёл меня в церковь. Но, многое всё же оставалось непонятным. — Ну ладно, думал я — вериги это средство аскетической закалки воли и тренировки тела, с целью сделать его независимым от физической природы. Это нужно, может быть, чтобы всецело посвятить себя духовному совершенствованию. Для той же цели служит, наверное, и пост, монашеское уединение в пустынях, затвор в пещерах и кельях. Но, всё хорошо в меру! Для чего стоять десятилетиями на столбе, в холод и палящий зной, почти без еды и питья?
Для чего причинять себе тяжкие телесные страдания? Как это может быть угодно Богу? — Разве может телесное страдание приблизить человека к Богу? Пробовали Вы молиться, когда болит зуб? — Не получается! Я сознавал, что не могу сравнивать себя с подвижниками, но и понять их не мог. Иногда мне представлялось, что это, своего рода мазохизм, или какое-то помешательство. Или это свидетельство болезненного разделении человеческой души, войны человека с самим собою, против своей физической природы. Все эти чрезмерности представлялись мне бессмысленными и искажающими гармонию Божественного творения. Ведь не зря же Бог создал человека в теле! Потому что тело — это прекрасный храм Бога, обиталище Образа и Подобия Божьего! А в том, что творили с собой эти аскеты я не находил смысла.
Но, теперь я, слава Богу, что-то начал понимать! Я понял, что служение подвижников — это понуждение чуда. Потому что, только чудом можно назвать их невероятную жизнь и непостижимое терпение в совершенно нечеловеческих условиях. Все медицинские, научные, экспериментальные данные говорят об этом. Они по 30, 40, 60 ЛЕТ жили в таких условиях, каких обычный человек не может выдержать даже несколько дней! Какую же невероятную силу даёт Господь святым Своим! Но это чудо — не искушение Господа для себя, любимого, а жертва Ему! Это то чудо, о котором сказал Господь: «От дней же Иоанна Крестителя Царство небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». Бог же одаривает Своих подвижников великими духовными дарами.
Подвижники приносят в жертву Богу свою жизнь, своё тело, всё, что привязывает нас к привременному бытию. Они показывают нам, как призрачен этот суетный и бренный мир, довлеющий над жизнью обычного человека, как ничтожна власть материальных идолов, которым поклоняется человечество. Удивительные подвиги подвижников Христовых, даже если бы они не сопровождались чудотворением и великими духовными дарами, поражают наше воображение. Но, мы знаем, что неся свой подвиг, все великие подвижники становились чудотворцами, учителями Церкви, основателями благодатных обителей и духовными светочами для всех верующих. Их пример показывает нам, что может сделать Бог для грешного человека — ещё не оправданного, не преображённого, а тленного и слабого, но отрешившегося от себя во Имя Божье.
СЛАВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!
Аркадий Костерин
Просмотров (154)