В чём состоит загадка Рая?
Рай – это во многом закрытая для нашего духовного зрения область. Нетрудно понять, почему. – По нашему недостоинству, по бедности нашего духовного мира и отдалённости этого благого места от привычной нам жизни. Потому что наша реальность гораздо ближе к адовой. Рискну предположить, что с позиции Рая мы живём в аду. (По крайней мере, бОльшую часть нашей жизни). Но и не только в силу перечисленных причин не можем мы понять и представить Рай. Есть, на мой взгляд, некий привычный дефект понимания, о котором я и хочу здесь сказать. На эти размышления меня навело высказывание уважаемого мной культуролога Ирины Денисовой:
«Рай по определению вечен, с ним связано понятие «всегда». Ассоциативный ряд тогда выстраивается следующим образом: всегда – как всегда – постоянно – статично – без изменений – однообразно – скучно. Речь идет о статичной завершенности, которая даже со всеми райскими атрибутами превращается в приговор. Невозможность роста в живой природе тождественна смерти. Таким образом, понятие рая метафорически замещается понятием смерти.» (Персональная страница И.В. Денисовой. «Более странно, чем рай» http://culturalnet.ru/main/person/1910)
По-моему, это очень ценное наблюдение! Оно отлично показывает, как ошибочен может быть обыденный путь разума в делах веры. Логика ассоциаций строится нами исходя из нашего человеческого миропонимания и опыта. Понятия же Божественного Бытия должны восприниматься по совсем иной логике. Основой наших представлений о Рае должны стать беспредельное Совершенство, бесконечная Любовь и Красота Господа! Нет предела возрастания человека в Господе, нет предела бесконечному познанию Его Премудрости и Красоты, бесконечен путь человека навстречу Его Любви. Рай — это бесконечное восхождение!
Иногда мне приходилось слышать от атеистов вопрос: «Чем занимаются праведники в Раю?» Если ответить, что праведники в Раю всегда поют и славословят Господа, то следуют саркастические смешки – дескать, «тоже мне занятие». Наверное, перед ними встаёт лубочная картинка какого-то райского «караоке». А ведь райское славословие – это символ высочайшей и беспредельной творческой работы. Эта работа – Богопознание, она сопряжёна с бесконечным совершенствованием и возрастанием в Любви. Что может быть выше и прекраснее этого дела?!
К сожалению, для большинства из нас, даже и христиан, Рай не мыслится как беспредельное возрастание к Богу, он для нас статичен, и потому безжизнен. А ведь осознание бесконечного Богопознания придаёт новый смысл и новое ощущение для всей земной жизни, оно соединяет нас с живой вечностью Рая! Это очень важно для нас, здесь и сейчас…
Забьют родники неземные
В душе, где пустыня была
И сгинет от этой святыни
Греховная мёртвая мгла.
«Мой путь к Богу» Прот. Сергий Киселёв
Ноябрь 2013. Аркадий Костерин
Просмотров (42)
Рай — это понятие ветхое …
Иисус обещает «приготовить» место для верующих в Истину и любящих Его.
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Иоан.14:2-9).