Позволю себе привести здесь суждение об одной из самых загадочных ересей 20-го века.
Для начала хочу пояснить, о чём идёт речь. Возьмём определение имяславия из Википедии:
Имяславие (в синодальных документах РПЦ — имябожие) — религиозное догматическое и мистическое движение, получившее распространение в начале XX века среди русских монахов на святой горе Афон. Главным богословским положением сторонников имяславия являлось учение о незримом присутствии Бога в Божественных именах. В этом смысле сторонники имяславия употребляли фразу: «Имя Бога есть Сам Бог»[1] («но Бог не есть имя»[2]), которая и стала наиболее известным кратким выражением имяславия.[3] Признанным лидером движения был иеросхимонах Антоний Булатович (в миру Александр Ксаверьевич Булатович).[4] В 1913 году учение имяславцев было осуждено как еретическое Святейшим Правительствующим Синодом Русской Церкви, а смута, возникшая в русских монастырях на Афоне из-за споров вокруг этого учения, была подавлена с использованием вооружённой силы. (2)
Но вот что писал ещё до появления смуты имяславия один из величайших подвижников ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие всуе, потому, то есть, что имя Его есть Он Сам — единый Бог в трех Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим.— Дух везде сый и все наполняющий; имя Богоматери есть Сама Богоматерь, имя Ангела — Ангел, святаго — святый» (3)
Был ли св. Праведный Иоанн зачинателем имяславия, или, как тогда их называли, «имябожником»? Этот вопрос представляется далеко не праздным, учитывая, что имяславие было определено Святейшим Синодом как опасная ересь, а монахи, исповедавшие эту ересь на Афоне, были насильственно вывезены в Россию и расстрижены. Неужели святой праведник, Пастырь Всероссийский, погрешил против Божьей Истины?
Ответ на этот вопрос мы находим у него самого: «Молящийся! Имя Господа, или Богоматери, или Ангела и святаго, да будет тебе ВМЕСТО (выд. мною) Самого Господа, Богоматери, Ангела или святаго; близость слова к твоему сердцу да будет ЗАЛОГОМ и ПОКАЗАНИЕМ близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святаго». (3)
Исследователи духовного наследия св. Иоанна Кронштадтского свидетельствуют, что он ставил имена Божьи на один уровень с иконами и крестами. Согласно седьмому Вселенскому Собору, икона свята по самому своему имени «святая», по самому факту своего подобия святому первообразу. И только в результате этого подобия, этой соотнесённости с первообразом икона получает и имя первообраза, лишь утверждая это подобие, а не освящая неосвящённое. Таинства осуществляются не иконами и не именами Божьими, а первообразами. (4) Поэтому св. Праведный Иоанн глаголал истинную правду, нисколько не противореча наследию Святых Отцов. Имя Божие – это словесная икона, это окно в Царство Божие.
Ошибку допустил, скорее Святейший Синод, который, не разобравшись в сугубо духовной проблеме монахов исихастов, применил полицейские меры лишь потому, что проблема эта стала предметом досужих рассуждений мирской публики. Такие действия вызвали резкое неприятие у многих выдающихся философов того времени: Флоренского, Булгакова, Бердяева и, впоследствии, Лосева. Но, «нет худа без добра» – этот конфликт побудил их к осмыслению проблемы и написанию выдающихся философских трудов. Я имею в виду, прежде всего большую главу об имяславии в книге о. Павла Флоренского «Водоразделы мысли» (5), книгу о. Сергия Булгакова «Философия имени» (6) и книгу А.Ф. Лосева с таким же названием (7), а также его статью «Имяславие» (8).
Обобщая кратко своё впечатление от прочитанных работ по имяславию, должен отметить, что естественным ключом к пониманию этой проблемы должно быть учение святителя Григория Паламы о нетварных энергиях, который, в свою очередь, лишь завершил и сформулировал согласное учение Святых Отцов о Божественной сущности и возможности общения между человеком и Богом. (9). Святые Отцы в своём согласном учении выделяли в Божественном бытии внутреннюю сторону – Божественную сущность, для человека непознаваемую, и внешнюю, которая обращена во внешний мир и, в первую очередь, к человеку. Эта внешняя сторона тоже есть Бог, Его проявление в созданном Им мире. Святитель Григорий дал этой внешней стороне Божественного бытия название нетварных энергий. Сущность и нетварные энергии нераздельны, но неслиянны. Имя Божие относится не только к сущности, но и к нетварным энергиям.
Более подробные сведения об учении свт. Григория Паламы и мои трактовки читатели могут найти в приложении.
Если исходить из учения свт. Григория Паламы более понятным становится смысл исповедуемого афонскими монахами имябожия и причину возникшего с Синодом конфликта. Монахи, достигавшие в результате многолетнего подвига высочайших духовных состояний, не сомневались, что свет, который они обретают в душе во время молитвы – это Сам Бог. Вероятно, этот свет был неизмеримо, неисследимо прекрасен. Поэтому они были уверены, что им является Бог во всей полноте, тем более, что по христианским догматам Он неделим. Поэтому Бога и называют: «Просто Существо». Один из зачинателей «Имябожия», схимонах Иларион так размышляет о сем предмете: «В Божестве ничего нет большего или меньшего, но всё едино…» (2)
Тут я позволю себе комментарий. – Действительно, в Боге всё едино, но всё разделено в человечестве. Да и в отдельном человеке тоже! Мы лишены цельного восприятия и понимания в силу несовершенства и раздробленности нашей личности. Поэтому мы вынуждены, обречены, воспринимать божественную благодать лишь мимолётно и частично. Что, к счастью позволяют Божественные энергии, через которые Бог проявляется для нас. Этого, видимо, не понимали монахи-имябожники. Если бы они не утверждали, что воспринимают Бога во всей полноте, то их учение было бы вполне адекватно учению святителя Григория Паламы.
Бог есть Просто Существо, но Он сообщается с людьми, действуя через Свои энергии. Энергий может быть бесконечно много, поэтому и Бог может проявлять себя в бесконечном числе форм и действий. Таким образом, многообразно можно говорить только о свойствах Божиих, а не о самом существе Божием. Сами Святые Отцы Церкви лишь косвенно выражаются о природе Божества, говоря, что существо Божие «едино, просто, несложно»; но эта простота не безразличное или бессодержательное целое, а она вмещает в себе бесконечную полноту существенных свойств. Св. Григорий Богослов говорил: «Бог — море сущности, безмерное и неограниченное». А вот высказывание св. Василия Великого: «Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде» (4).
Для каждого молитвенника, субъективно, Имя Божие – это Бог. Но, объективно, – это лишь то что, такой молитвенник способен вместить. Это не Бог в полноте, а доступный ему лишь отчасти, через нетварные энергии, которые он способен воспринять. Имя Божье для меня – это Сам Бог, явленный мне, но это не Бог-Слово в Его полноте. Естественная индивидуальность восприятия Имени Бога каждым человеком нисколько не умаляет святости этого Имени в целом. Эта святость применительно к религии и к Церкви, вообще, никак не может быть измерена, потому что Бог неизмерим со всеми Своими качествами. Его качества могут быть оценены как бесконечно разнообразные и бесконечные по масштабу.
Возможно, читатель спросит, прочитав всё написанное выше: «Так что же Имя Божие – это нетварная энергия? На это я отвечу – нет, но Имя Божие – это вход для божественных нетварных энергий. Так же, как икона открывает нам окно в Божественный мир, так Имя Божие – это слово, выбирающее мне, его произносящему, реальность Царства Божьего – слово, связующее меня с Богом.
Использованные источники.
1. Библия.
2. Википедия: Имяславие. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. И. Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Москва. 2009г
4. Еп. Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви. Гл.4. http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr9.htm
5. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Глава Имяславие. 6. О. Сергий Булгаков. Философия имени. http://odinblago.ru/bulgakov_filosofia_imeni
7. Лосев А.Ф. Философия имени. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_im/index.php
8. Лосев А.Ф. Имяславие. http://philosophy.ru/library/losef/slav.html
Аркадий Костерин
Просмотров (312)