Прот. Дмитрий Смирнов. Проповедь в Неделю о Страшном Суде

Нынешнее воскресенье именуется Церковью Неделей о Страшном Суде. Что же в этом Суде такого страшного? Страх у христиан вызывает возможность оказаться в вечности отверженным от Бога. И поэтому у христиан вся жизнь посвящена тому, чтобы постараться к Богу приблизиться настолько, чтобы остаться с Ним навсегда. Вот эта отверженность от Бога и наполняет страхом христиан – я это подчёркиваю потому, что среди нас совсем не все христиане, а только некоторые. Большинству людей гораздо важней их спокойствие, чтобы дети не болели. С этим и приходят: «Вот у меня такой вопрос, моя дочка болеет». Выздоровеет дочка – и ни Церковь, ни Бог уже не нужны, потому что цель достигнута. Всё, до смерти теперь не будет болеть. А нужно возыметь такую в Боге потребность, чтобы пожелать во что бы то ни стало остаться с Ним навсегда. Ни с мужем, ни с детьми, ни с родной мамочкой, ни с любимой Родиной, ни с любимой работой – нет, только с Богом.

И вот, притча, которую Господь Своим ученикам предложил, а, слава Богу, евангелист Матфей нам слова Господни передал, касается исключительно тех, кто хотят быть христианами. Про таких Господь сказал: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32). Нас сегодня в храме было, я так видя ваши головки, могу примерно сказать, что человек шестьсот. А у Христа было такое же количество учеников. Степень близости ко Христу у всех была разная. А Он был самый лучший проповедник на земле всех времён и народов. Мы Евангелие изучаем, в течение десятков лет читая его. А ведь это Евангелие изнутри Его естества вышло и потом уже было записано. И всё равно больше пятисот с лишним человек и не набралось. Это говорит не о том, что Он что-то не так говорил или не очень понятно, нет, речь идёт о том, что большинству людей уже даже в то время это было не нужно совершенно. И это даже и по нам видно. Как мы воспитываем своих детей? Мы из них не воспитываем христиан. Мы делаем какие-то автоматические вещи, на которые мы тратим физические усилия. Допустим, привезти ребёночка в храм и причастить. И мы думаем, что механическое Причащение само преобразует ребёночка в христианина. Интересно. Возьмём ребёночка и будем его в МГУ носить в аудиторию 02 на лекцию, к концу, и выносить. И так поносили, пока он не достиг 17-ти лет, а дальше прям на мехмат. Нет, так не выйдет. Нужны колоссальные усилия, которые требуются и от папы, и от мамы, и от ребёночка, тогда что-то и получится. Это не значит, что даже если он и попадёт на мехмат, он его закончит. Тоже не факт. То есть это постоянный труд. Но если для того, чтобы куда-то попасть, кем-то стать в каком-то таком научном плане, нужно столько усилий, то христианство – это есть наука всех наук и искусство всех искусств. Это одновременно и искусство, и наука. Сложнейшая вещь. Поэтому чтобы научить этому своего ребёночка, нужно усвоить это самому. Этого, как опыт мой показывает, вообще не наблюдается. Вот такая вот печаль и беда. Поэтому Господь заранее предупреждал, что Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи», войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21). Поэтому прошу не обижаться. Надо обязательно познать, в чём есть воля Божия и как мы её должны исполнять, если мы хотим быть с Богом. И это учение евангельское во всех словах Господних и рассредоточено.

Нынешнее чтение чрезвычайно для нас важно. Опять, простите, не для нас, а для тех из нас, кто не прочь бы стать христианином в итоге собственной жизни. Потому что для одного человека итог его жизни – это гранитный памятник на Троекуровском кладбище. Но для христианина это вообще не важно. Один русский святой сказал: «Да выкиньте меня псам, пусть собаки съедят». А тут : «А где меня похоронят? А что поставят? Во что меня оденут?» Господи, помилуй! Да пусть собаки съедят! Это не играет никакой вообще роли, это вообще ни на что не влияет. Съедят тебя собаки или понюхают, плюнут и уйдут – для твоей загробной участи то обстоятельство, кто тебя съел после, черви или псы, не играет никакой роли. Святые люди, которые оставались с Богом, это прекрасно видели. А для людей, для которых Бог не важен, важно, в какую сторону крест, что надеть. Я уже рассказывал, не могу успокоиться. Дружок, одноклассник умер, я его отпел, Витеньку нашего. А потом мне звонит, я уж не помню, кто, то ли одна из одноклассниц, то ли супруга его, спрашивает: «А на стол что ставить?». Я думаю, что бы сказать… Отвечаю: «Что-нибудь посвежее». Потому что какая разница, что ставить на стол! Ему, что, от этого ослаба какая-то будет? Это всё на суд Божий. Что, от того, что кто-то ест селёдку под шубой или салат оливье, зависит загробная участь человека? Как это связано? Просто человека никогда такие вещи не интересуют. Вплоть до того, что я сталкивался с такими ситуациями: «Батюшка, вот у нас умер, а мы не знаем, крещёный он или нет». То есть за всю жизнь человек не поинтересовался, с кем вообще он живёт. Он христианин, или безбожник, или последователь Карла Маркса? Нет, абсолютно неинтересно. Интересно, сколько получает, сколько приносит. Вот в этой парадигме и всё существование. Ну и какое ж тут христианство? Ну, получает, ну, приносит. В бухгалтерии можно справиться и сравнить, что приносит. Вот тебе дебет с кредитом.

И вот, Господь говорит, а что Ему нужно от тех людей, которые хотят быть с Ним в вечности: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы – Господь, а перед ним все миллиарды людей – и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 31-34). Вот разделение: одни – в Царствие Божие вместе с Богом навсегда, в вечность. А другие отвержены. И объясняет, почему Он так решил: «Ибо – или, по-русски, «потому что» – алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36). Этот список можно продолжать: попросил подвезти, и вы подвезли Меня, попросил с ребёночком посидеть, и вы выручили Меня, попросил денег взаймы, и вы дали Мне и не стали требовать назад, попросил у вас рубашку, а вы отдали Мне даже и пальто.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 37-40). Вот поэтому святые отцы, толкуя этот текст, говорили, что спасение от Бога, но через людей. Потому что заповедь о любви имеет две ветви: любовь к Богу и любовь к ближнему. То, что ты сделал для своего ближнего, то сделал для самого Иисуса Христа. А зачем Богу нужно, чтоб я посидел с чьим-то ребёночком? Или дал бы ему тридцатку взаймы без отдачи, потому что отдают редко кто. Ко мне каждый день приходят люди, говорят: «Дай денег, я обязательно отдам». За 35 лет служения ещё не было такого случая, о чём я им всем рассказываю: «Знаешь, значит, ты будешь первый, потому что такого ещё не было». Однажды даже в Женеве в аэропорту какой-то подошёл, на ломаном русском языке попросил, я отдал, он е-мейл записал. Потом написал даже: «Я выслал». Там в пространстве растворилось 20 евро. Вот это интересно так. Но Богу-то не важно, дошло ли или не дошло. Бог такими мелочами не занимается, Он смотрит на другое. А на что же Он смотрит? Он смотрит на то, каково сердце человека: даёт или не даёт, если даёт, то с радостью или скрепя сердце. А что лучше: скрепя сердце или не давать? И вот все вот эти процессы Господь наблюдает. И Господь хочет, чтобы все, кто желает быть с ним в Царствии Небесном, действовали, как Он. А Он для всех даёт. Вода – пожалуйста, воздух – пожалуйста, солнышко – для всех. Вот чего Он ждёт от нас. И чтоб без обиды.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые» (Мф. 25, 41) – очень хорошее, правильное слово, звучащее из уст Самого Господа Бога, Который является Создателем вселенной и Создателем самого человека. Идите от Меня, проклятые – вот хорошо это запомнить – в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). То есть каждый человек в течение своей жизни выбирает компанию себе для вечности: либо быть с дьяволом и его ангелами, либо быть со Христом и теми, которые вошли в Царство Небесное. И объясняет: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?». Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 42-46). Не спрашивает, ходил ли в церковь, кушал ли творожок на первой седмице Великого поста, опоздал ли на Литургию на пять минут. И многими такими вещами Господь не интересуется, потому что Он выбирает людей для Царствия Небесного только по одному принципу: есть ли у этого сердца деятельная сострадательная любовь к ближнему? Если есть, значит, человек достиг. А как он достиг, это не так важно. Двадцать лет ли провёл в пещере в молитве или, наоборот, в одну секунду, как Женя Родионов, жизнь свою отдал, либо, как Василий Великий, который всё своё имение – а был богатый человек – отдал нищим. Не играет роли, как он этого достиг. А играет роль только результат. Если результата нет, как была ведьма, так и осталась, как была злоязычная сплетница, так и есть, как интересовалась только у кого какого цвета нижнее бельё, кто с кем живёт, так это и осталось единственным интересом. Ну и что? Вот ты и наследуешь именно то, что тебе любо и что тебя интересует. А подлинный интерес нужно иметь только к одному: угодно ли Богу то, что я говорю, угодно ли Богу то, чем я дышу, угодно ли Богу то, к чему я стремлюсь? Вот, всё предельно просто.

Более того, Господь в этой притче дважды повторяет то, что для Него действительно важно, смысл и слова практически тождественны. Для чего это? Чтобы получше запомнили. Поэтому в отдельных случаях Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам!» – раз и два, чтобы втемяшилось в голову. Так же и здесь: «Вот болен был, пришли ко Мне, в темнице был, посетили Меня, голоден был, накормили Меня, нагой был, одели Меня», и то же самое, но с частицей «не» – тем, кто этого не сделал. Для чего? Чтобы получше нам запомнить. Это о чём говорит? Что мы к Нему относимся совсем не так, как Он к нам. Мы себя больше любим, чем Бога и чем ближнего. А должно быть наоборот. Тогда будем действительно детьми Отца Небесного. Только тогда. Вот к этому нас нынешнее Евангелие призывает, пугает нас Страшным Судом, потому что у каждого из нас выход: либо быть благословенными и наследовать Царствие Божие, либо быть проклятыми и отвергнутыми в огонь вечный. Каждый туда идёт совершенно свободно. Никто никого не заставляет, никто никого не судит. Суд совершает каждый человек сам над собой, он сам себе определяет и меру наказания, и меру отвержения, всё сам. Полная свобода, настоящая и небывалая. Либо свобода от греха, либо свобода делать любой грех, который пожелаешь. Осталось только выбрать. А все такие вещи очень хорошие, правильные, традиционные, как Великий пост, например, существуют для того, чтобы нам помочь, чтоб мы некоторое церковное время пожили так, как будто мы уже христиане. Походить в церковь, вместе с Андреем Критским помолиться, чтобы его слова высочайшей духовной поэзии прошли сквозь наш ум, и, может быть, что-то войдёт и в сердце. И может, из этого мрака, который в нашем сердце, луч божественного света высветлит какие-то отдельные участки. Мы это заметим, начнём это развивать. Потому что в одну секунду нельзя из плохого сделаться хорошим, для этого нужно потратить не просто десятилетия, а нужно всю жизнь именно этому посвятить. А некоторые уже и старые, и седые, а до сих пор баба яга. А когда будешь меняться-то? Не успеешь, голубчик, к сожалению. Русский народ так и говорил: береги платье снову, а честь – смолоду. Нам нужно очень внимательно к себе относиться, и Великий пост нам в этом споспешествует. А пост, можно сказать, уже начался, потому что заговенье на мясо, с понедельника уже мясо не едим, опять же, кто может. И никто пусть не думает, что если он колбаску есть перестал, от этого он стал ближе к Богу. Про колбаску, про сосисочки ничего не сказано. Хотя всякое ограничение полезно: сначала отказался от колбаски, а потом и отказался от того, чтоб соседу горло перегрызть. Всё от простого к сложному. Тоже начало. Но надо понимать, что пост – это для детей, для младенцев во Христе, каких нас и большинство.

На сегодняшний день приходится память многих новомучеников, пострадавших на нашей земле. Вот они – в Царствии Небесном, потому что они ради Христа жизни свои не пожалели. Достаточно было написать заявление, что никакого Бога нет, а в душе-то веруй. В душе-то все веруют, потому что в душе верить очень легко: лёг перед телевизором, закурил, пива стакан налил и в душе там веруешь. И так и хорошо, и всё как-то так очень приятненько проводить время. Но просто эта вера, к сожалению, мёртвая. А вот это дела веры: отдают жизнь. Это очень тяжёлое дело, потому что каждое живое существо хочет жить. К тому же у нас ведь как? Мы же все борцы за справедливость, начиная с маленьких детей, все хотят справедливости. А тебя убивают ни за что, просто ни за что – за то, что ты христианин. Вот, чтоб мы не забывали, сейчас в Сирии убивают за то, что ты христианин, или на Украине убивают за то, что ты православный. Ты вроде бы веруешь, но не так. Надо тебя убить. Вот как за это за всё постоять? Жизнь в один момент может для каждого из нас к этому прийти. И как раз проверится, что нам: либо Царствие Божие, либо царство дьявола. Вот очень всё наглядно. В этот день как раз, когда мы совершаем Божественную литургию, перечисляются те мученики, которые уже прославлены Церковью, которые отдали свои жизни. Я как-то вам рассказывал, я лично знал одного священника, который жил здесь недалеко, в Соломенной сторожке, я его ходил причащать, он снял с себя сан и спокойненько дожил до 96-ти лет. Службу знал прекрасно, пока ножки ходили, на клиросе в церкви пел. При Хрущёве вообще певчих был дефицит, потому что при Сталине всех перестреляли практически – не только священников, не только монахов, а и певчих, и церковных сторожей. Раз ты к Церкви причастен, всё – Бутово, и всё. По пятьсот, по шестьсот человек в день расстреливали. Самому молодому из расстрелянных, по-моему, было 12 лет. Преступник. Наверное, террорист был. Наверное, он хотел свергнуть советскую власть или, может, Сталина недостаточно любил, не громко «уря!» кричал. А самому старому там под девяносто. Все сословия, в основном, крестьяне, конечно.

Так что вот, засвидетельствовать Богу свою любовь в любых обстоятельствах можно. Даже за столом можно сидеть по-христиански, а можно нет. В очереди к врачу можно по-христиански сидеть, а можно нет. В трамвае можно ехать по-христиански, а можно нет. Всё можно делать по-христиански. Даже у парикмахера сидеть можно по-христиански, а можно и нет. И вот если человек это ставит во главу угла, то он обязательно достигнет того, что станет христианином, в чём нам Господь обязательно будет помогать.

Просмотров (357)

Прот. Дмитрий Смирнов. Проповедь в Неделю о Страшном Суде: 1 комментарий

  1. У нас в приходе зачитали эту проповедь в неделю о страшном суде. Еле сдержала слезы. Стала искать в интернете, чтобы перечитать. Спасибо Вам братия и сестры, что сохраняете и делаете эти слова доступными для чтения, повторения, осознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *