Как понять юродивых?

Недавно я слушал одну лекцию из цикла «ACADEMIA» про юродство*. Профессор, культуролог, сказал, что он не может объяснить поведение Алексия, человека Божьего. Как это он, придя в родительский дом после долгих скитаний, сокрыл своё имя, жил под лестницей, видел, как убиваются и скорбят по нему его родители и невеста, но не открылся им до самой смерти? Неужели его подвиг состоял в том, чтобы мучить своих родных? – Так вопрошал профессор… Надо сказать, что профессор этот является признанным специалистом в области агиографии, т.е. он изучает жития святых, но не с религиозных позиций, а как элемент христианской культуры.
Озадачившись его вопросом, я пришёл к выводу, что этот профессор философии, при всём моём уважении к нему, подходит не с той стороны. Он рассматривает поступки юродивого как продуманную и логически последовательную концепцию. Но этого нет и быть не может! Поступки юродивых спонтанны, они вдохновляемы наитием, ведомы чувствами и интуицией. Здесь просто нужно представить себе психологию аскета, истово верующего христианина. Приняв такую основу для рассмотрения, мне не трудно было мысленно «реконструировать» ситуацию. Да простит мне мою дерзость св. Алексий, но я рискну опубликовать свои мысли, как возможную модель понимания мира юродства…
Думаю, божий человек Алексий пришёл в родительский дом не для того, чтобы совершать подвиг. Он очень любил своих родных, тяжело тосковал по ним и хотел, хотя бы ещё раз, перед уходом из этого мира встретиться с ними. Ведь это так, по-человечески, понятно! Но придя в родительский дом, он почувствовал себя пришельцем из мира иного. Его не узнали, что и не удивительно! И он почувствовал, что если сейчас раскроет себя, то этот покинутый им мир навалится на него огромной лавиной пронзительных переживаний, воспоминаний, всей мощью родительской любви и его собственной неизбывной тоски по ним. Захваченный этим миром прошлого, он не сможет устоять, душа его разорвётся на куски. Жизнь его потеряет тот чистый и светлый смысл, который нашёл он ценой неимоверных трудов в годы подвижничества.
Зная себя, он понимал, что не сможет жить в этом мире прошлых заблуждений, что рано или поздно, он вынужден будет снова уйти. Тогда он вновь умрёт для родителей, нанесёт им вторую, ещё более жестокую рану. И вот, зная всё это наперёд, он решился скрывать своё имя. Он решил вести убогую жизнь презираемого нищего в своём семействе, под лестницей собственного дома. По сути же он стал Ангелом-Хранителем этого дома, его спасением. Наверное, чутьё этого великого подвижника подсказывало ему, что скрыв своё имя, он сможет наилучшим образом послужить своей заветной цели – обращению своих родных. Вероятно, он пришёл к своему окончательному решению не сразу, для этого потребовалось какое-то время. Конечно, в этот период он пережил немало мучительных сомнений и колебаний. Думаю, и последующая его жизнь была исполнена огнём борений и стала подвигом отрешения, во имя любви…
Вот какую я провёл психологическую реконструкцию, которая сделала для меня понятным и логичным духовный подвиг Алексия, человека Божьего. То есть, я хочу сказать, что в действиях юродивых есть своя внутренняя логика, но её невозможно понять извне, из мирского состояния, пусть даже и весьма просвещённого. Основа поступков юродивого, как и всякого истинного христианина – это неотмирность его, противостояние законам суетной эгоистичной жизни. Только у юродивого это противостояние доведено до крайних, экстремальных форм. Почему же этого не смог понять знаменитый профессор? – Думаю, что он, может быть, неверующий. А может быть, просто такое рассмотрение выходит за строгие рамки его дисциплины. Бог ему Судья!

* ACADEMIA. Сергей Иванов. «Юродство с точки зрения истории культуры»
http://old.tvkultura.ru/issue.html?id=127210

Просмотров (28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *