Сегодняшний воскресный день является для всех нас, соблюдающих Великий Пост, днем, когда мы, наконец, ощущаем, что большая часть Поста уже позади. И не случайно в этот день празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, замечательного подвижника Православной Церкви, который стяжал великую мудрость, преображая себя, и поделился этой мудростью со всеми людьми.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний воскресный день является для всех нас, соблюдающих Великий Пост, днем, когда мы, наконец, ощущаем, что большая часть Поста уже позади. И не случайно в этот день празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, замечательного подвижника Православной Церкви, который стяжал великую мудрость, преображая себя, и поделился этой мудростью со всеми людьми.
Он написал сочинение, в котором очень подробно, очень последовательно указал все те человеческие страсти, преодолевая которые постепенно каждый христианин, как по ступеням, как по лестнице поднимается к Господу, обретает свое духовное совершенство. Когда, как не сегодня, нам, православным христианам, соблюдающим Великий Пост, задуматься над тем, а чем же стали для нас эти предшествующие недели Великого Поста.
И нужно сказать, что Церковь в период Великого Поста дает нам очень важное указание для того, чтобы мы могли действительно всерьез понять свою духовную жизнь. И одним из этих указаний являются воскресные евангельские чтения, каждое из которых далеко не случайно читается именно во время Великого Поста.
Сегодняшнее евангельское чтение повествовало нам об исцелении бесноватого. А предшествующее евангельское чтение говорило нам о том, что тот, кто хочет сохранить свою душу, тот потеряет ее; но тот, кто пожертвует свою душу во имя Христово, обретет ее вновь, преображенной и просветленной. А еще две недели назад читалось евангелие об исцелении расслабленного.
Давайте зададимся вопросом, а какое отношение к нам имеют эти евангельские чтения? Почему Великим Постом Церковь повествует нам в воскресных евангелиях о великих чудотворениях Господа нашего Иисуса Христа, исцеляющего расслабленных, исцеляющего бесноватых? Разве мы с вами являемся таковыми?
Наверное, среди нас не так уж много найдется людей расслабленных, то есть парализованных. Надо надеяться, что еще меньше среди нас найдется людей бесноватых. И тем не менее, эти евангелия обращены ко всем нам. Господь действительно исцелял болящих. И действительно эти великие исцеления Спасителя приводили к тому, что за Христом шли сотни, тысячи людей, и каждый ждал от Него исцеления. И многие получали эти исцеления.
Вы все помните, как расслабленного, которого нельзя было пронести сквозь толпу людей, попытались пронести в дом, разобрав кровлю. Такое исцеление явно свидетельствовало о том, что не только болящие, но и люди, ухаживавшие за ним, принесшие его ко Христу, были исполнены глубокой веры в Спасителя. И, наконец, сегодняшнее евангельское чтение поведало нам о том, как страждущий отец бесноватого юноши молил о том, чтобы Христос спас его сына. И Христос действительно исцелил его.
Такое исцеление нужно и нам. Наверное, нужно не меньше, чем оно нужно было современникам пришедшего в мир Спасителя. Но что особенно важно и для них, и для нас, это то, что исцеление можно получить только тогда, когда захочешь стать иным человеком. Не просто из больного стать здоровым, а из грешника стать праведником. Если ты уверуешь во Христа, если захочешь покаяться в своих грехах, только тогда вместе с отпущением твоих грехов, за которыми нередко следует и твоя болезнь, все немощи, все скорби, все болезни будут у тебя исцелены.
В сегодняшнем евангельском чтении, которое приближает нас к Страстной седмице, звучат удивительные слова Спасителя. Казалось бы, опять Он окружен толпой людей, идущих за Ним и ждущих от Него помощи. И вновь на глазах у всех Он совершает великое чудо, великое исцеление: спасает несчастного бесноватого. Спаситель ведь для всех являет то, что Его исцеление это не какой-то магический акт. Это действительно борьба с конкретным злом, с конкретным дьяволом. Он даже говорит с бесом, Он укрощает беса прилюдно, точно так же, как исцеляет расслабленного. Он говорит ему об отпущении грехов, а потом уже исцеляет.
Так что же происходило тогда? И что же происходит нередко сейчас? Люди действительно идут ко Христу, желая получить от Него исцеление своих болезней, своих немощей, своих житейских проблем. Их много, их сотни и тысячи. Точно так же было и тогда, когда Христос исцелил бесноватого. Но вот сегодняшнее евангельское чтение заканчивается на первый взгляд странными словами. Христос вдруг говорит о неверном роде, окружающем Его. И далее пророчески возвещает о том, что Он будет распят.
Кем распят? Ведь вокруг Него все те, кто ждет от Него помощи, кто казалось бы следует за Ним? все рады Ему, все готовы преклониться перед Ним. Даже фарисеи вынуждены заградить свои уста перед таким великим чудом. Кто же будет распинать Христа, возникает естественный вопрос? евангелие сегодня не дает на него ответ. Но мы сами должны сейчас задуматься вот над чем.
Действительно, проповедь Христова сопровождалась тем, что рядом с Ним было множество людей, которые чаяли увидеть Его, ждали от Него исцеления. Но где были все эти люди, когда Христос оказался на кресте? Куда девались все те исцеленные, расслабленные, бесноватые, слепые, хромые? Почему никого из них не было со Христом?
И вот сегодняшнее евангелие как будто приуготовляет нас к великой, в высшей степени драматичной тайне служения Христова. Он ведь уже тогда знал, что все эти люди, бегущие за Ним, стремящиеся за Ним, отшатнутся от Него тогда, когда Ему будет нужна их помощь, их сочувствие. И это уже продолжается на продолжении многих веков.
Люди шли и идут к Богу для того, чтобы получить от Него нечто осязаемое, земное, конкретное, здесь и сейчас. Времена всегда были трудны. Трудны были они и тогда, когда Спаситель ходил по этой земле, как воплотившийся Богочеловек, и в последующие века.
Были войны, страшные эпидемии, голод; были несчастные больные, не получавшие никакой медицинской помощи и десятилетиями лежавшие на улицах; были старики, умиравшие под открытым небом. Людям было страшно, людям было трудно, и все они вопрошали Господа о том, чтобы Он помог им, спас их «от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». Все это было, люди уповали только на Бога. И тем не менее, когда Бог пришел в этот мир, и многим из них даровал то, что они просили, они в самый трудный для Господа момент оставили Его.
Прошли века, и человечество стало своими силами справляться со многими бедствиями и скорбями. Медицина избавила человечество от многих страшных, в особенности эпидемических болезней, которые уносили население целых городов. Реже возникают войны. По улицам городов стало возможно ходить уже без того страха, который сопровождал жизнь людей повседневно в средние века. Появилась полиция, служба социального обеспечения, старики получают пенсии. И незаметно храмы стали пустеть. Именно потому, что во все времена большая часть людей шла ко Христу не для того, чтобы что-то дать Ему, не для того, чтобы стать лучше, совершеннее, а для того, чтобы что-то получить от Него.
И тогда, когда люди научились сами бороться с болезнями, предупреждать войны, избегать землетрясений, голода, обеспечивать себя земными благами, многим из них Бог стал не нужен.
Как тогда, так и сейчас лишь очень немногие идут ко Христу, чтобы стать лучше, чтобы покаяться, чтобы стать с Ним рядом, чтобы помочь Ему нести Его крест.
И мы сейчас во время Великого Поста должны задаться вопросом. Очень важным для каждого из нас: а зачем мы идем ко Христу? что мы ожидаем от Него? хотим ли мы от Него лишь что-то получить, ничего Ему не давая, или есть все-таки в нас хоть малая способность бескорыстно сказать Ему, что мы любим Его, и если даже еще не успели полюбить, то готовы разделить с Ним Его крестный путь, Его страдание за всех нас.
Этот вопрос требует очень искреннего и очень глубокого ответа. Не всякий человек знает, зачем он идет ко Христу. И время Великого Поста призвано каждого из нас заставить задуматься над этим. Да, мы не расслабленные, да, мы не бесноватые, но у нас ведь есть свои земные нужды, свои земные скорби. Когда мы молимся, обращаясь ко Господу, о чем молимся мы? О том ли, чтобы Он дал нам нечто в этой жизни, земное, ощутимое? Или же мы просим Его о том, чтобы была просто Его воля в нашей жизни? И что если Он даст нам крест, мы будем нести его вместе с Ним?
Если бы каждый из нас задумывался над этим почаще, он бы наверное понял, что очень трудно веровать во Христа бескорыстно. Любить Христа просто потому что Он совершенен, просто потому что Он любит нас. а ведь Христос, исцеляя, помогая приходящим к Нему людям, уже тогда знал, что многие из тех, кому Он дает исцеление, кому Он дает земное счастье, во имя этого земного счастья оставит Его в тот момент, когда Ему нужна будет человеческая помощь.
Задумаемся над этим, когда сейчас становится к нам все ближе и ближе очень трудное, но очень значимое время Страстной седмицы. Задумаемся над тем, смогли ли бы мы быть со Христом, не тогда, когда Он исцелял и проповедовал, но тогда, когда вокруг Него были сотни и тысячи устремлявшихся к Нему людей, кричащих: распни Его, тогда, когда Он был один, когда Он страдал, и когда многие из тех, кому Он верил, и кого любил, покинули Его. Аминь.
Просмотров (75)