Однажды меня посетила довольно странная мысль о том, что Ад может быть естественным продолжением или частью нашей земной жизни. И чем дольше я думал над этой проблемой, тем правдоподобнее казалась мне такая гипотеза.
Продолжая эту тему, я задался вопросом: каковы же могут быть реалии такой адской жизни? – Для начала, попробовал ответить на вопрос: в какой степени адская действительность может быть похожа на нашу жизнь? Предполагает ли она осознание людьми своих мыслей и чувств? — Похоже, что так. Тогда, представление об Аде, как некоей жизненной реальности становится довольно правдоподобным.
В этом ключе, и наша теперешняя жизнь представляется мне иногда адом, хотя бесы в ней редко попадаются на глаза. – А из чего, собственно, следует, что эти падшие ангелы обязательно обретут материальные тела, чтобы мучить несчастных грешников? Вполне возможно, бесы пожелают оставаться невидимыми. А мучить и пытать друг друга будут люди, как это обстоит и сейчас, в нашей земной реальности.
Особый вопрос — о времени в той адской реальности. Современная наука приводит нас к мысли об относительности времени. Ощущение времени определяется последовательностью событий, т. е. изменением мира, и отдельных предметов в этом мире. Свойство сознания фиксировать эти изменения и порождает понятие о времени. Если нет изменений, то нет и времени, не может быть и осознания реальности человеческим разумом.
По-видимому, в Аду есть время, иначе, он бы не осознавался. То есть, адская реальность меняется. Поскольку адская реальность включена в систему Мироздания, то есть, в ней можно, наверное, выделить упорядоченную динамику, какую-то направленность изменений. Думаю, что эта направленность ведёт к ликвидации влияния Ада, к стягиванию его в точку, подобно тому, как это происходит в «чёрных дырах». Но, если не гадать о целях адской эволюции, можно ограничиться простым выводом: в Аду тоже жизнь.
Ничего, себе, жизнь, скажет кто-то! Но ведь, действительно, мы знаем, что к страданиям люди привыкают, а общая чудовищная жестокость жизни может даже восприниматься ими как некий миропорядок. Примеры тому мы можем увидеть в нацисткой Германии или в полпотовской Кампучии. Если же это жизнь, то в ней должен до последнего сохраняться некий вектор, направленный к Богу.
То есть, не для всех жизнь адская безысходна. Вероятно, если у грешников жива ещё душа, то они могут вырваться к Богу. – По Милости Божьей и по молитвам и помощи Церкви. – Похожие случаи ведь происходили в нашей реальности. Первый пример – благоразумный Разбойник, по следам которого и другие грешники выбирались из пропасти погибели и вечной смерти. Потому что только Бог является источником вечной жизни. Так что если свой Ад многие из нас обретают в земной жизни, то надежда спасения в этом случае есть.
И ещё одна странная мысль логично прилепляется к описанной выше картине. – В любой адской реальности есть святые люди. – Они там всегда появляются! – Потому что Господь не оставляет Своей Милостью страждущих людей. Святые спасают людей реальными делами и своим примером и ведут их души к Спасению. – В каждом концлагере был свой святой, а может быть, и несколько. Далеко не все они прославлены церковью, но были они и в ГУЛАГе и в нацисткой Германии и в Кампучии. Об этом доподлинно известно из истории, из воспоминаний узников концлагерей.
Косвенным подтверждением моих представлений могут быть слова Спасителя: «Царство Божие в вас есть». Потому что этой истине симметрично будет утверждение, что и Ад свой мы носим в себе. Так что описанное, думаю, не противоречит догматам о Страшном Суде и вечных мучениях грешников. А в нашей земной жизни параллельное влияние Рая и Ада на души человеческие порождает хорошо известное нам «мирское смешение», то есть, противоречивую, безобразную картину действительности.
Май 2019 Аркадий Костерин
Просмотров (54)