Прот. Андрей Ткачёв. Проповедь на Преображение Господне

Дорогие братья и сестры! Позвольте поздравить вас со святым праздником Преображения, который во многом является открытой книгой для человека.

Во-первых, перечислим некоторые вещи, которые могут доступны быть нашему уму.

Христос показал Свою славу только маленькому числу учеников. Даже не двенадцати. Двенадцать – это маленькая щепотка. Нас здесь с вами сейчас человек пятьдесят-шестьдесят, может семьдесят. А представьте, что такое двенадцать человек? Это «маленькая такая компания», маленькая группа учеников. Но даже такой маленькой группе учеников Господь не показал Свою славу. Он показал только трем из двенадцати. Двум сыновьям Зеведеевым, рыбакам, и Петру – Верховному апостолу. Собственно, всем трем рыбакам – все трое были по профессии рыбаки.

Это по крайней мере означает, что существует глубокая иерархия – везде: в мире, в жизни, в Церкви, в обществе. И мы не должны обижаться, если нас не пустили туда, куда пустили других. Мы не должны обижаться, что кому-то дано больше. В разных отношениях – в денежном отношении, в отношении таланта, в отношении славы Божией, в отношении благодати. Мы не должны завидовать никому, потому что всегда существуют те, кого пустили дальше и те, кого остановили на входе (некоторых даже и до входа не пускают). Есть некая степень допуска. Если даже у электриков есть допуск для особых работ: один электрик только розетку нам вставит, другой — на высоковольтный столб залезет. У него допуск есть. Есть допуски для разных степеней глубины познания. В науке, например. Так же и в Церкви. Поэтому каждый пусть знает свое место и благословит свое место, и не лезет туда, куда его не позвали. Всякий монах пусть радуется, что он – монах, а не епископ. А всякий епископ радуется, что он – епископ, а не патриарх. Всякий священник пусть радуется своему приходу, своей церкви и не завидует тому, кому, как ему кажется, лучше. Так же и мы, миряне, должны знать свое место и не завидовать тем, кого пустили дальше. Чтобы у нас не было у него духовной гордости. Существует гордость в отношении денег, красоты: «Почему у нее хороший муж, хорошие дети, красивый дом?» Существует гордость и духовная. Некоторые люди завидуют тем, у кого лучше молитва, у кого больше радости, у кого лучше получается в духовных делах что-то: «Что это у меня ничего не получается, я уже хожу в церковь двадцать пять лет, а они только что пришли, и у них все лучше получается?» Это духовная, говорят, гордость. Пусть не будет ее, братья и сестры. Каждого пускают на свою ступень. Кого-то очень глубоко, кого-то чуть поменьше.

Такая иерархия существует и на празднике Преображения.

Еще мы видим там следующее. Тело наше должно будет воскреснуть и прославиться, но есть такое мнение (даже у многих христиан), что вечная жизнь касается только души, что тело ляжет в гроб, а что с ним дальше будет – непонятно. Ну, червь по нему «погуляет», разложится оно, исчезнет. И некоторые с большим сомнением верят в воскресение мертвых.

А наш символ веры нам напоминает, что воскреснет и плоть человеческая. «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века…». И жизнь вечная касается не только души, но и тела тоже. Оно будет славным и святым, что мы и видим на примере Христа Господа, который был прославлен в теле Своем. Оно сияло у Него как солнышко. И лицо Его сияло как солнце, и одежда у Него была как белый снег. В знак того мы и одеваемся в алтаре в цвет, который напоминает белизну и чистоту, которые Господь дарит человеку. Своей чистоты у человека нет, есть чистота, которую Бог подарит. «Очисти меня и паче снега убелюся…» (Пс.50) Это есть та белая чистота, которую Бог дарит человеку. «Ты меня очистишь, и я буду белый; Ты меня просветишь, и я от грязи своей отмоюсь». Такой порядок духовной жизни.

Еще важно, что у Христа сияло не только лицо. И плоть его была солнцеподобной. И Христос просиял даже в одежде своей. И то, что прикасалось к Нему тоже получило освящение. Это означает, что, когда благодать Божия действует на человека, на группу людей, на весь мир, то преображается не только отдельная личность, не только то, что «со мною и во мне», преображается и то, что «вокруг меня». Это должно быть понятно. Допустим, у хорошей хозяйки дома чисто – значит и внутри порядок; зашел к ней и видишь, что мир — это продолжение ее дома. Так оно и есть. У кого в душе все хорошо, то и вокруг него более-менее все хорошо; и с ним приятно быть и находиться рядом. Везде: будь то его обработанный кусочек земли, будь то его рабочее место, будь то что-нибудь другое.

Это потому так что, тот, кто преображен сам, тот просветляет и очищает все то, что прикасается к нему.

А у кого внутри все не так, у кого все перепутано как в чулане, где вещи перебросаны все -одна на другой, и пылью все покрыто; у того и снаружи примерно так же – беспорядочно, пыльно и неприятно.

На Господе мы видим (на Преобразившемся Господе), что конечная цель – это не только освящение человека, это и освящение мира вокруг человека.

Даже, если угодно, пример, – вот вам освященные ваши фрукты. Они ведь не только будут тешить вашу гортань. Они красивы, даже если посмотреть на них, на каждое отдельное яблочко, на каждую отдельную виноградинку. На них просто красиво смотреть, потому что Божий мир, в принципе, красив. Это человек внес в него мазутные пятна, ядерные могильники, грязь, шины на обочинах, фантики брошенные, костры не потушенные. Это наши безобразия, проливающиеся из нашей грязной души на Божий мир. Сам Божий мир был способен быть таким же белым, как белые одежды Господа. Там, где благодать Божия, там просветляется и человек, и то, что возле человека. Это важно.

Следующее очень важно – то, что в духовном мире люди друг друга узнают. Они узнают даже тех, кого они не видели на фотографии. Мы видим, что апостол Петр безошибочно узнал и Моисея, и Илию, которые жили давно: один – с полторы тысячи лет до него, другой — с полтысячи лет до него. Ни фотографий не было, ни портретов не было, потому что изобразительное искусство полностью отсутствовало в Израиле. Но он увидел одного и второго и сказал: «Давай сделаем здесь три палатки, давай здесь останемся. Настолько здесь хорошо, что хочется здесь остаться». Это говорит нам, друзья мои, о том, что мы в духовном мире, в духе святом возле Христа узнаем все. И всех любимых нами. Если, например, кто-нибудь из музыкантов любит играть сюиту Рахманинова — он Рахманинова точно узнает, он его с Глюком или Шопеном не перепутает. Он сразу по именам, по фамилиям всех узнает; и своих, и чужих; и хороших, и плохих. Человек и в аду всякого грешника в лицо знать будет, и в раю всякого святого. Не ошибется – где Иеремия, где Иона, где Амос, где Исаия. Сразу всех узнает.

И Петр сразу узнал Моисея и Илью и не ошибся. Дух Святой дает человеку такое знание, которое не могут дать ни книги, ни все остальные занятия земные, человеческие, обычные. Поэтому будем ждать этого великого дня, когда мы все узнаем. Когда все станет ясно.

«Все внезапно прояснится, что казалося темно, встрепенется, разгорится совесть, спавшая давно. И когда она укажет на земное бытие, что он скажет, что он скажет в оправдание свое?» (А.Апухтин «Реквием»)

Все тогда будет поставлено на свои места. Там, где казалось, что «я был прав», оказалось, что «я был не прав». Там тот, кто, казалось, был грешник забубенный, (я с ним и здороваться не хотел), окажется, что во славе Божией и Христос с ним рядом. А тот которого я любил, о котором думал: «О, великий человек!», он будет ползать и плакать: «Пощадите меня, пощадите меня. Горы, покройте меня, ибо мне стыдно и страшно».

Все поменяется и все узнается. Ничего не спрячется. Вот такой великий день будет день нашей встречи с Господом Иисусом. День Преображения и был такой день, до которого допустил Он Петра, Иакова и Иоанна, да еще Моисея и Илью.

Ну, пожалуй и еще одно скажем. На горе Фавор возле Христа оказались представители всех «жилищ». Моисей пришел из ада, все праведники Ветхого завета были в темном мрачном месте, в Шеоле, в котором не было радости и молитвы. Они ждали исцеления.

Моисей из Шеола пришел. Душа его пришла без тела. Только душа была.

Тело его так и лежит в земле до сих пор. Душа Моисеева пришла на гору Фаворскую из преисподней. Илия пришел с Небес. Илия не умер, он до сих пор живет. Илия придет на землю во дни Антихриста, когда ложь совсем закроет людям глаза. Люди будут любить всякую грязь, а всякую святость любить не будут. И эта болезнь захватит миллиарды людей и весь мир будет как один…(не знаю даже с чем сравнить), как один котел полным полнехонький всякого беззакония. И именно тогда Илия со своей смелость, со своей непреклонностью, со своей принципиальностью придет в мир и будет проповедовать Евангелие. В первую очередь – евреям, он расскажет им о том, что они распяли уже Христа и другого ждать не стоит. А потом расскажет и всем остальным. А пока что он живой.

Поэтому, Илия пришел на Фавор в теле.

Моисей пришел из-под земли, Илия — с небес. Сошлись со Христом два самых великих человека. Закон и пророки пришли ко Христу. «Закон» – это Моисей. «Пророки» – это Илия. И земные люди – Петр, Иаков и Иоанн. Небесные, земные и преисподние подошли к Иисусу Христу. Так написано у апостола Павла. «Отец Небесный дал всю славу свою – Иисусу Христу, сыну Своему, чтобы во имя Иисуса Христа поклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. И всяк язык исповедал, что Иисус Христос во славу Бога отца» (см.Филипп.2:6-10)

Вот все они на Фаворе и поклонились. Небесные, земные и преисподние. Представителя послали «все от своих». Три – от земли, один – от неба, один – от преисподней. Все пришли и все Господу поклонились. То есть, мы верим в Иисуса Христа, который царь неба и земли и под Его рукой все. «Вся мне предана суть Отцом Моим» (Мф.11:27). Все, что есть, все Христу отдано. Небесное, земное и преисподнее. Архангелы Его слушаются, Бесы Его трепещут, болезни перед Ним отступают. Смерть Он победил, хлебы Он умножает. Над жизнью и смертью Он начальник. Мы верим в Господа, который сильнее всех. Не слабее всех, а сильнее всех. Не просто лучше всех, и красивее всех, и умнее всех.

Екатерина великомученица, себе такого жениха получила. Хотела такого жениха самого умного, самого богатого, самого благодатного. Кроме Христа нет такого. Пришлось ей стать невестой Христовой. Потому что Он – самый умный и самый красивый. К тому же еще Он и самый сильный. «Господь крепок и силен, Господь силен в брани». (Пс.23). Ад трепещет Господа, трепещет вся сила Бесовская Иисуса Христа, Его святого имени, который смирился и стал человеком.

Мы верим в Бога, который смирился и стал человеком, но которому принадлежит все.

Вот такие уроки мы извлекаем сегодня.

И таких уроков в празднике Преображения еще и один, и два, и три. И «сто один, и сто два, и сто три». И двести один, и двести два, и двести три. Там их бесконечное количество. Очень много там разных уроков сосредоточено.

Но, пожалуй, наш «стаканчик» уже полон. У нас цистерны такой нет, чтобы наливать, наливать, наливать. У нас у каждого есть по маленькому стаканчику. И мы его уже налили. Вот пейте эту холодную воду Евангельского учения. Радуйтесь, что сегодня, как правило в Преображение, и погода радуется. Вот на Благовещение весь мир купается. Птицы стесняются петь в этот день такой. В аду грешников не мучают, так говорят в народе. Так и в Преображение всегда красиво. Всегда природа такая… она еще не увядает, она будет увядать ближе к Успению. («Люблю я пышное природы увядание. В багрец и золото одетые леса»). А пока она еще своей красотой зеленой своей радуется. И в Преображении она нам показывает свои красоты и приносит свои плоды. Как бы говорит нам: «Смотрите люди, что Бог дал мне, чтобы я дала вам. Бог все вам дает – любите Его. Будете любить Его и меня полюбите». Любящий Бога человек – он дерево не поломает и кошку не пнет лишний раз; он будет любить все, что Бог сотворил. Не любящий Бога человек – он никого любить не будет. Ни людей, ни природу. Если людей будет любить, то с корыстью. А природа ему будет нужна только поскольку она его кормит и носит на своих плечах. Бескорыстно можно любить только после любви к Богу. Сначала Бог – а потом все остальное.

Вот эти две заповеди тоже вспомним сегодня. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, всей крепостью твоею и всем разумением твоим. А вторая заповедь – возлюби ближнего своего как себя самого» (см.Мф.22:37,39)

Забирайте плоды свои освященные. Хрустите ими во славу Божию. Каждое хрустнувшее под вашими зубами яблоко по-своему тоже молитву прочитает. Яблоку, и виноградинке, и вишенке хочется, чтобы ее съел святой человек.

Есть такая древнерусская притча. (Люди же наши были простые. Они Библию читать начали только в веке шестнадцатом, а то и позже. А до этого напитывала душу свою благочестивыми рассказами). Один рассказик описывает райское бытие, как было бы в раю, если бы мы его не потеряли. Каждая бы виноградинка бы просила: «Съешь меня. Съешь меня. Съешь меня», потому что природе хочется, чтобы ею пользовался святой человек. И вода хочет, чтобы ею умывались святые люди; и земля хочет, чтобы ею копали руки святые; и каждое яблочко хочет быть освященным и вкушенным во славу Божию, и принести человеку радость. Потому что они для этого созданы — созданы нести нам радость. И мы тоже должны нести радость и Богу и друг другу.

В общем, в этот светлый радостный, во всепроницающий благодатию своею, день желаю вам всякого блага от лица воскресшего из мертвых Господа, который есть Царь неба и земли. И все в руках него. Ему слава и держава со безначальным Отцом и Пресвятым Духом вовеки.

Аминь. Христос Воскресе!

 

Просмотров (751)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *