Св. Праведный Иоанн Кронштадтский. Толкование на воскресное Евангелие

Мф.21:33. «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.»

Мф.21:34. «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;»

Мф.21:35. «виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.»

Мф.21:36. «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними
поступили так же.»

Мф.21:37. «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.»

Мф.21:38. «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. »

Мф.21:39. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.»

«В нынешний воскресный день, братия мои возлюбленные, положено Церковию читать из Евангелия притчу о некотором домовладыке, насадившем виноградник, и о виноградарях, которым поручил домовладыка свой виноградник. Виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с тисками, на прекрасной земле, обнесенной оградою, но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми, и не только не давали плодов хозяину в урочное время, но еще и били посылаемых хозяином слуг или совсем убивали и камнями побивали, а наконец убили и единственного сына хозяина (См.: Мф. 21:33–39). Под домовладыкою разумеется Бог Отец; под виноградником – иудейская Церковь; под виноградарями первосвященники, священники и правители, коим поручена была иудейская Церковь; под слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу, и которые большею частию были избиты иудеями; под сыном домовладыки разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий. Но эта притча, братия, относится не к одним иудеям, а относится и к нам, касается и нас. Под виноградником Господним может и должна разуметься и всякая душа христианская; под оградою закон Божий, которым ограждается или должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило или тиски в винограднике это сердце наше или утроба наша, которою мы принимаем пречистую Кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас; под столпом или горницею разумеется Церковь Христова или благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в вере и любви и добрых делах и возвышающая нас от земли к небу, как сказано: о горнем мудрствуйте, а не о земном (Кол. 3:2)» [9, 237].

Мф.21:40. «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

Мф.21:41. «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.»                                                                             .  .  .

«Итак, виноградник Божий – это мы все, братия. А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и долготерпения и прочих добродетелей? Весьма, весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, винограда Содома и Гоморры, то есть всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство. Ждет от нас Господь плодов покаяния, исправления, добродетели и – часто напрасно ждет: мы остаемся такими же грешниками, такими же бесплодными, сухими деревами, какими и были. Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божьего в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи или извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей. Многие не стыдятся даже клеветать на Евангелие и говорят, что оно будто требует невозможного, и живут совершенно вопреки ему и, таким образом, подобно еврейским первосвященникам и книжникам, вторично распинают Сына Божия в себе. Но зачем говорить неопределенно: многие распинают Сына Божия? – Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия – своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объедением, пьянством, нечистотою сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками. Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям (См.: Мф. 21:40–41), то есть величайший дар веры, благодати, отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, то есть будут, с помощью благодати, преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.

Итак, братия, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, – будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь» [9, 239].

Мф.21:42. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

«Когда мы в первый раз или даже и часто молимся о чем-либо великом, по нашим понятиям, или по признанию Самого Слова Божия и всей Вселенской Церкви, тогда враг крепко усиливается запинать сердце неверием в возможность исполнения нашей молитвы и этим стесняет и уязвляет наше сердце, и не допускает нас чрез неверие получить просимое от Бога. Но что это неверие в возможность исполнения нашей молитвы есть ложь, мечтание диавольское – это очевидно, во-первых, из ясного свидетельства Слова Божия, что вся возможна суть у Бога (Мк. 10:27), во-вторых, из бесчисленного множества дел Господа, естественных и сверхъестественных, доказывающих, что для Него во все время существования мира доселе было все возможно и будет все возможно, потому что Он един бесконечно Сущий (Исх. 3:14), все создавший и созидающий, творящий и претворяющий, и наконец, в-третьих, из того, что в самом сознании нашем невозможное становится возможным, когда мы день ото дня будем усерднее об нем молиться и когда козни вражий в нас победим своею усердною верою. Мы сами тогда увидим, что только не верующему в возможность исполнения чего-либо Господом, тому только это и невозможно, а верующему все возможно. Вся возможна суть верующему, говорит Сам Господь (Мк. 9:23). – Величайшее чудо в Христианской Православной Церкви есть ежедневно совершаемое Господом чрез посредство служителя Христова претворение хлеба и вина в истинное, обоженное Тело и Кровь Христовы – в Истинного, Всецелого Христа, Сына Божия. Диавол каждую обедню коварствует над священником, внушая ему, что хлеб не Тело, вино – не Кровь Христова, то есть, всевая в его мысли и сердце помыслы неверия в возможность претворения хлеба и вина. – Но не каждый ли раз, как дым, рассеваются его козни с помощию благодати Божией, и священник принимает их как истинное Тело и истинную Кровь Господа, получая о том разительнейшее свидетельство вовнутрь себя самого? Не каждый ли раз диавольская мечтательная невозможность остается блаженнейшею возможностию и не только возможностию, но и действительностию? Слава всемогуществу и благости Господа! Да будет проклято сатанинское сомнение и неверие! – Итак, в чем же после этого усумнимся как в невозможном, когда во очию нашею (Мф. 21:42) совершается ежедневно такое чудо, каково – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы? – О Боже чудес! Боже Всемогущий! Утверди неколебимо нашу веру во всемогущество Твое молитвами Богородицы и всех святых, от века Тебе угодивших. – Апреля 18 дня 1862 года» [10, 98].

«По начинающемуся в душе смущению и насилию узнавай велиара и противопоставляй ему тотчас Камень – Христа (Мф. 21:42, 43; Деян. 4:11; 1Пет. 2:6, 7; Рим. 9:33; 1Кор. 10:4): разобьет о Него свои зубы велиар, а до тебя не дойдет. – Но смотри, люби всякого, как самого себя» [11, 353].

Просмотров (43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *