О толерантности

Моё глубокое убеждение состоит в том, что только любовь даёт возможность единения всех душевных сил человека для гармонического созидания себя и общечеловеческого мира. Но, эта созидающая любовь не совпадает с приземлённым её пониманием, порождённым в русле современной цивилизации, которую я называю «мирское смешение». Мирское смешение, в наивысшем своём развитии порождает всего лишь интеллектуальный универсализм, практически выражаемый в толерантности. По этому поводу я нашёл глубочайшее высказывание выдающегося русского философа С.Л. Франка, которое постараюсь здесь как можно полнее процитировать:

«…Универсализм сам по себе склонен быть – и фактически в истории человеческого морального сознания постоянно бывает – универсализмом абстрактным: широта духовного взора искупается здесь бедностью воспринимаемого содержания, идет за счет конкретной полноты. Таков основной признак всякого интеллектуального универсализма, в котором общность есть общность абстрактного понятия: как известно, чем шире объем понятия, тем беднее его содержание. В моральном сознании такой характер присущ абстрактному, гуманитарному признанию единственно существенным в человеке начала «общечеловеческого», культ «человечества». Все люди вообще, как все народы, оказываются здесь однородными представителями человека вообще, входят в состав однородного, универсального целого – «человечества». Всякое многообразие, все различное и индивидуальное в составе этого всеобъемлющего целого отвергается как нечто ничтожное, не имеющее подлинной реальности и ценности или даже имеющее ценность отрицательную, потому что предполагается, что оно ведет к разделению и обособлению. Эта установка утверждается повсюду, где моральное сознание находится под властью рационализма; основной моральный пафос есть здесь идея равенства всех людей, и это воззрение было провозглашено в античном мире, сперва некоторыми из софистов V века, в эпоху афинского просвещения, и позднее, вполне последовательно, в стоической философии. Оно постоянно возрождается во всех умственных течениях, утверждающих «естественное право» или «естественное состояние» в противоположность всему положительному, конкретному, историческому в человеческой жизни; такова основная тенденция французского Просвещения XVIII века и в наши дни – коммунистического «интернационализма», который есть в сущности «антинационализм»…
Совершенно очевидно, что этот абстрактный количественный универсализм, как бы велика ни была в некоторых отношениях его положительная ценность – только по недоразумению именуется «любовью». Он не имеет ничего общего с любовью именно потому, что любовь всегда и необходимо направлена на конкретно-сущее, есть восприятие ценности конкретного существа, именно в его конкретности, т. е. индивидуальности. Нельзя любить «человечество», как нельзя любить «человека вообще»; можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. Любящая мать любит каждого своего ребенка в отдельности, никогда не смешает одного с другим, не потеряет из виду отличительные особенности каждого; она знает, ценит, любит то, что есть особого, единственного, несравнимого в каждом из ее детей. Поэтому универсальная, всеобъемлющая любовь не есть ни любовь к «человечеству» как к некому сплошному целому, ни любовь к «человеку» вообще; она есть любовь ко всем людям во всей конкретности и единичности каждого из них. Совершенно так же есть глубочайшая противоположность между так называемой любовью к человечеству, отрицающею и отвергающею все различия между национальностями, и той любовной широтою духа, в силу которой человек признает, почитает, любит все народы в своеобразии каждого из них, умеет любовью воспринимать гений, дух каждого народа и сознает человечество как всеобъемлющую семью, состоящую из разных и своеобразных членов; и так же велико различие, например, между вероисповедным индифферентизмом, который, исходя из мысли, что «Бог один для всех», усматривает в различии между исповеданиями только ничтожные, суетные человеческие измышления, и тем истинно-любовным восприятием конкретно-индивидуальных типов религиозной мысли и жизни, который, следуя великому завету Христа: «В доме Отца Моего обителей много», в своеобразии каждого из них видит нечто ценное, недостающее другим и их восполняющее…
Любовь есть нечто иное, чем терпимость, чем признание прав другого, готовность согласиться на его свободу осуществлять его собственные интересы, идти избранным им путем. Такой «либерализм» в смысле признания субъективных прав другого и подчинения своего собственного поведения правовому порядку, обеспечивающему эти права, есть некий минимум любовного отношения к людям – либо мертвый осадок истинной любви, либо лишь потенциальный ее зачаток, в котором она пассивно дремлет; уважение к правам других людей может сопровождаться равнодушием и безучастием к ним.» (С.Л. Франк. «С нами Бог»)
(Примечание А.К.: Лучше не скажешь! – Эту книгу я назвал бы одним из выдающихся проявлений христианской мысли нового времени, если бы автор в конце её не впал в противоречие с доказанными им самим духовными постулатами.)

Перенося эту нравственно-философскую оценку на нашу действительность констатирую, что мирское смешение — это общность человечества, объединяющая все варианты человеческих отношений: от войны всех против всех, до толерантного универсалистского либерализма. Для этого метавидуума человечества предельной точкой развития является всеобщая терпимость, торжество «принципа справедливости» в отрицательной или юридической формулировке, как определил его выдающийся русский философ Владимир Соловьёв «НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОЧЕШЬ СЕБЕ». Это золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, оно лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.
Я убеждён, что дальнейшее развитие метавидуума человечества должно иметь целью постепенное превращение его в сплочённого на духовной основе мегадеятеля высшего порядка, т. е. в мегавидуум человечества, существующий вне времени и пространства. Уникальной и универсальной основой этого будущего мегавидуума может быть только любовь. Это не только мечта, а реальный «проект» человечества, существующий уже 2000 лет в русле Христианства. Его реализацию нельзя назвать успешной, похоже, что наша цивилизация зашла в тупик. Верю, однако, что обратившись из тупика, мы обретём свет истины, новую философию и цели развития. Жизнь продолжается, и мы не должны терять надежду на реализацию великой идеи, которую христиане называют «Промысл Божий».
Конкретно, я имею в виду, что такое развитие может быть достигнуто движением от «принципа справедливости» к «правилу милосердия», которое является положительным развитием золотого принципа и которое Соловьёв назвал Христовым правилом: «ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ».

На приведённое выше высказывание я получил комментарий от своего друга и наставника Ю.А. Лебедева:
«Как мне кажется, Ваше «сдержанное отношение» к толерантности порождено тем, что христианским идеалом качества взаимоотношений между людьми является любовь. Я думаю, что Вам кажется, что проповедь толерантности «уводит» от стремления к этому идеалу, стремление к которому Вы ощущаете и исповедуете. Но толерантность является необходимым (но, конечно, не достаточным) условием возникновения любви. Что же является достаточным основанием, я не знаю. Лично я не вполне уверен в том, что любовь в христианском понимании достижима, она, как и вера, ДАЁТСЯ Кем-то и по причинам, нам неподвластным, а вот толерантность может быть приобретена вполне сознательно. И да, в этом смысле я прагматик — синица в руках «практичнее», чем журавль в небе».

На это я хотел бы ответить, что, по моим наблюдениям, сейчас в «цивилизованных странах» действительно произошла подмена любви толерантностью. И последствия этого будут, по-моему, катастрофическими. И ещё: любовь даётся тем, кто её ищет, кто сознаёт, что источником Любви в мире является Бог. Любовь Божья не исчерпывается законничеством и морализмом, она неизмерима и милосердна! – «Ищите и обрящете»…

Май 2021                        А. Костерин 

Просмотров (84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *