Приведу здесь запись одной дискуссии, которая состоялась на портале «Елицы».
Аркадий Костерин:
В одной статье я так сформулировал своё понимание свободы: » Мир, в котором мы существуем, сочетает два вида свободы. Первая – это неограниченная свобода Создателя, реализуемая в сотворении мира. Вторая – это свобода тварей, ограниченная в рамках Божьего Промысла. Как они могут совмещаться, если иметь в виду абсолютное всеведение и всемогущество Господа? Если Бог предвидит и указует каждый выбор твари, то значит, она не свободна? Если же тварь свободна, то Бог не всеведущ и не всемогущ? Мне видится всего один ответ на эти вопросы – два вида свободы сочетаются, если сотворённый Господом мир содержит все возможные варианты всех событий, а тварь свободно выбирает тот вариант существования, который пожелает».
Добавлю здесь, что не все выбранные нами варианты одинаково жизнеспособны. Наши действия, близкие к Божьему Промыслу поддерживаются Божьей благодатью. Именно поэтому добро и любовь непобедимы, несмотря на вооружённость и кажущееся всесилие зла…
Михаил:
Попытка светского человека «проникнуть мозгом» в Тайну Божию. Ваша, простите, ошибка очевидна, но не объяснима. Простите, Христа ради.
Аркадий Костерин:
Совершенно верно Вы определили ничтожную объективную ценность такой попытки! Это не Истина, а всего лишь модель понимания её, построенная ограниченным человеческим разумом. А объяснить это очень просто: для человеческого восприятия характерно пытаться создать непротиворечивую, логически замкнутую картину мира. Окружающий нас мир, в принципе, непознаваем, потому что Истина Божья неисчерпаема для человеческого познания. Вернее сказать — он бесконечно познаваем. Всё окружающее нас — это чудо! И, тем не менее, я верю, что разум, направляемый верой и смиренно сознающий свою ограниченность, может, всё-таки, послужить для укрепления веры, во Славу Божью. Иначе не было бы такого раздела богословия, как научная апологетика…
Михаил:
Научное богословие, научная апологетика — ошибочный подход к познанию Бога. Понимаю, что Вы со мной не согласитесь, однако для меня это так. Если б любой из Св.Апологетов назвал себя «ученым» — с ним перестали бы общаться остальные подвижники. Я в этом убежден, простите, Христа ради.
Как только Архиереи подходили к Богопознанию «научно»(т.е.с земной логикой), в Церкви возникали ереси и приходилось собирать Вселенские Соборы, на которых ненаучные Спиридоны Тримуфунтские и Николаи Мирликийские Чудотворцы предъявляли «нелогические» доказательства Веры Христианской, прошу прощения.
Научное богословие(теология)пытается познать Бога через изучение знаний человечества о Боге, в то время как путь Богопознания лежит в сфере знаний человека о самом себе, своего внутреннего мира, открываемого Богом через аскезу.»Царствие Божие внутрь вас есть»(Лк.17.20-21). Церковь назвала Богословами только три представителя человечества, и все они познавали Бога через себя, прошу прощения.
Аркадий Костерин:
Научная апологетика занимается формированием представлений о непредставимом, в принципе, бесконечном Божественном бытии. Это служебная, но очень важная область богословия. Ведь мы мыслим посредством представлений и образов. Каждое наше слово – это образ, связанный с определённой картиной мира. Сам Господь доносил до нас Свою Истину посредством образов и представлений, через притчи, неразрывно связанные с человеческой жизнью. Однако в Его Устах эти бытовые картинки обретают бесконечный смысл, они имеют бесконечное содержание, в отличие от конечных и относительных по смыслу человеческих суждений. Любая жизненная ситуация, соотнесённая со Священным писанием, соотносится с бесконечным числом смыслов. Но в каждый момент мы способны воспринять лишь один конечный смысл, частное представление. Апологетика занимается правильным подбором, формированием этих частных смыслов, с тем, чтобы они подводили нас ближе к Истине, к более полному её познанию.
Разумеется, это возможно лишь в том случае, когда богословие и апологетика сознают свои ограниченные возможности богопознания, когда они сопряжены со смирением и сердечной молитвой. Тогда они направляются Духом Святым. Таковы были исследования Святых Отцов. Таким совершенным исследованием, например, является «Толкование на Шестоднев» Василия Великого. Хотя это относительное, человеческое исследование, но оно открывает высшие смыслы Творения. А естественнонаучные представления, содержащиеся в этом труде намного опередили представления того времени. Я бы сказал, что они подтверждаются на самом современном научном уровне.
И, разумеется, никому из Святых Отцов не пришло бы в голову назвать себя «учёным», хотя они были учёнейшими людьми своего времени. Их смирение является образцом для подражания всем нам…
Михаил:
Аркадий Костерин, так я об этом и говорю. Прежде чем заниматься апологетикой, надо очень долго подвизаться в отречении от самого себя, чтобы открыл Бог эти самые смыслы. Чтобы дойти до созерцания, надо «забыть»об мiре здешнем. Наука богословие (современная)пытается «притянуть» Божие сюда, к кесарю, и, как результат, ОШИБАЕТСЯ в толковании Священного Писания. Смыслы Таинственной Святой Книги не могут открываться человеку мiра cего, как бы тщательно он их ни анализировал. Профессор богословия должен давать семинаристам ТОЛЬКО СЛОВА Святых Отцов, без малейшей попытки привнести туда свои земные мысли и свою земную логику, т.е. БЕЗ СВОИХ ВЫВОДОВ. Учение Христа дано ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ в Книгах Ветхого и Нового Заветов. Там нечего «открывать» «научным богословам»Не случайно Дух Святой заканчивает Свое повествование словами Св.Иоанна Богослова : » аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв, написанных в Книге сей, и аще кто отнимет от словес Книги пророчества сего, отнимет Бог часть его от Книги Жизни, и от Града Святаго, и написанного в Книге Сей».(Откр.Ин.22.18-21) Очень грозное предупреждение для современных «умников», прошу прощения.
Аркадий Костерин:
Спасибо за истинные слова: В Евангелии ВСЁ есть! И у Святых Отцов такая неисчерпаемая глубина, что можем черпать мудрость тысячелетиями! Поэтому каждый может найти в Священном Писании Истину, независимо от его образования, господствующего мировоззрения, от современных ему взглядов. И мы снова и снова, в каждую эпоху, будем открывать в этих книгах непреходящую мудрость и актуальность, и будем удивляться этому. Если только исполнимся благоговения и уважения, если смирим гордость разума.
Поэтому, ничего удивительного нет в том, что с развитием науки, человек ставит новые вопросы о Божественном Бытии и пытается ответить на них с помощью разума и под руководством веры. – Ища и находя ответы в Священном Писании. Наука не враждебна религии, в ней тоже дышит Дух Святый. Потому что с её помощью мы познаём Славу и Премудрость Божью. Если только правильно используем данный нам Творцом разум…
Михаил:
Аркадий Костерин, наука, конечно же, не враждебна религии. У них просто РАЗНЫЕ задачи. Не надо пытаться их совместить. Любое научное открытие ничего не прибавляет ВЕРЕ. Простой пример : несколько лет назад западный католический мир радовался научному открытию : «оказывается, зачатие возможно без участия мужчины» А Православный Восточный мир ВСЕГДА ОБ ЭТОМ ЗНАЛ и ВЕРИЛ ПРИСНОДЕВЕ без всяких научных доказательств. Как раз «научно доказанная»вера — это уже не ВЕРА .Слава и Премудрость Божии познаются ТОЛЬКО любящим Бога и верующим Ему сердцем. Если мне нужны доказательства Божия Домостроительства — я верую не в Бога, а в свою земную науку. Все просто, простите.
Аркадий Костерин: лайк.
Михаил:
Дерзну предположить, что в недалеком будущем наука «обнаружит» существование бесов. И станет искать «научные способы» борьбы с ними.И даже у Св.Отцов. Тогда как все это давно известно верующим людям, так же как известно, чем закончится эта борьба, и чем закончится сама наука.
…вспомнились строчки замечательного советского поэта, Николая Доризо : «…И может быть, в далекий век тридцатый, в растворе человеческой крови, не лирики, а физик бородатый, откроет атом «вещества ЛЮБВИ».Его прославят летописцы века, о нем молва пойдет во все края…Природа ! Сохрани от человека, хотя бы эту Тайну Бытия !»
Аркадий Костерин:
Михаил, разумеется наука не познает тайну Любви, потому что она, наука, познаёт только относительные вещи. Спасибо за понимание! В свою очередь, я признаю, что Ваш — «охранительный» подход к Слову Божию необходим, потому что сохранит многие горячие головы. Помощи Вам Божьей!
Сергий. Омск.
Вот хочет выбрать некий домовладелец себе домоуправителя. Он конечно, испытует его со всех сторон. Искусит деньгами, нравственным выбором, преданностью себе. Предоставив испытуемому полную свободу. Выбора.*** Испытуемый, зная, что от его выбора зависит дальнейшая судьба, ограничит свои действия в соответствии со своей моралью. Или совестью, в случае духовного рассмотрения вопроса. Нам же предлагается выбор Вечности! С полной нашей свободой выбора. И этот выбор проверяется на искренность, на совесть. И человек сознательно ограничивает свою свободу, вверяя себя воле Испытующего. И по мере своего ограничения, получает «вотум доверия». Это во всех случаях религиозного выбора. И по посмертии душа, уже ранее наполненная волей Испытующего, соединяется своей волей с волей Представителей духовного мира. *** Результат описан в Евангелии. Это или место, где стон и скрежет зубов, либо Царствие Небесное. Разве недостойна удивления Воля, допустившая свободный выбор человеческой воли? Разве не достойна нашего преклонения воля святых, избравшая путь страданий, ради приобретения Воли и Любви, и как следствия — Вечной Жизни!
Михаил: лайк.
Аркадий Костерин: лайк.
Декабрь 2016.
Просмотров (109)