Однажды я столкнулся с вопросом: «Почему Иисус Христос после Воскресения менял Свой лик и удерживал глаза ученикам? Это происходило неоднократно, при встрече с Марией, учениками, идущими в Еммаус и опять с учениками при море Тивериадском?»
Приведу здесь своё понимание причин. — По-моему, нужно осознать факт, который признаётся не только знатоками человеческих душ, но и многими психологами: каждая человеческая душа — это отдельный, самобытный, мир со своими особенностями и духовными ориентирами. Поэтому можно сказать, что наблюдая жизнь духовными очами, каждый из нас видит мир по-своему. Чтобы подтвердить подлинность этого своеобразного видения в отношении святынь, я обращусь к мудрости великого русского праведника Иоанна Кронштадтского. Вот, что он сказал: «Что препятствует нам иметь столько же ликов, например, Спаса Христа, сколько отдельных лиц христианских? Каждый лик Спаса есть досточтимейший Его Лик, сияющий в душе каждого истинного христианина. » (Моя жизнь во Христе: Слово 1524).
После Своего Воскресения Христос являлся к ученикам в новом, преображённом теле. Одним из главных свойств этого тела была его совершенная одухотворённость. Говоря современным языком, каждая клеточка, каждый атом этого тела были исполнены Духа Святого. Именно этим объясняются сверхъестественные возможности Его тела*. С этим одухотворением я связываю и изменение облика воскресшего Христа. Внешний вид Христа после Воскресения гораздо более, чем раньше определялся духовным зрением видевших Его людей, их причастностью к Духу Святому. Поэтому и Облик воскресшего Спасителя, при взгляде на него разных людей и в разных обстоятельствах, как бы колебался, Он не был вполне определён. Это свойство, по-моему, служит основой и для теперешнего индивидуального Его восприятия каждым истинным христианином…
Действительно, Сам Христос, Лично, присутствует в каждой искренне верующей душе! И при этом Он по-разному воспринимается в каждом отдельном духовном мире. Это является для нас не только бесценным и спасительным Даром, но и величайшей в жизни ответственностью. — Мы должны стремиться увидеть истинный Образ Спасителя! Поэтому, очень важно, для нас, чтобы не впасть в прелесть, размышлять о Христе с величайшим благоговением и смирением. Мы должны сознавать неполноту наших представлений и присутствие в них субъективных заблуждений, искажающих Святой Образ. Но, несомненно, есть в наших представлениях и объективная основа, ведь Бог всегда присутствует во всех реальностях, сотворённых Им, — как духовных, так и материальных. Другое дело, что мы иногда сами отворачиваемся от Его Святого Образа.
Поэтому на вопрос: «Каков истинный Образ Христа?» – я отвечу. – Их очень много, истинных Образов! Благодать Господа имеет неисчислимое множество проявлений и воплощений. Иногда, из-за этого многообразия, мы не можем узнать Его, как не могли, подчас, узнать и ученики. Но мы должны учиться распознавать этот Святой Образ, а для этого очищать наши представления от суетных и греховных наслоений… Чтобы узнать Спасителя, ученики Его должны были с подлинной верой и с искренней душой обратиться к Нему. Они должны были узнать Его сперва духовными очами. Именно это необходимо и нам, чтобы увидеть подлинного Христа в нашей жизни…
Ноябрь 2014.
*) Не стесняясь пространством и преградами, Христос мгновенно появлялся и мгновенно становился невидимым, несмотря на то, что обладал таким телом с костями, которое можно было осязать, которое способно было принимать пищу. Это доказывает, что Христос воскрес не только духовно, Духом, но и телесно; только тело Его стало особенным. (Толкование Евангелия. http://www.krotov.info/library/04_g/la/dkov_29.htm)
Аркадий Костерин
Просмотров (43)