Каждое утро все православные люди повторяют молитвенные слова: «Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́, мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасе́ши всех». – Для меня непреложно, что дело, начатое Создателем и абсолютным Владыкой Вселенной, не может быть неуспешным. По-моему, это очевидно для всякого верующего человека. Но дело это предполагает встречу Промысла Божьего о человеке и стремления к спасению самого человека, так называемую «синергию». Ведь Бог дал своим созданиям свободу и никого не спасает насильно. Однако, как может произойти встреча Бога с людьми, не верящими в Его существование или отвергающими идею спасения, например, с атеистами или сатанистами? – Нам не познать неисследимые Пути Господни. Но если, кто-то привык принимать истину не только сердцем, но и разумом, то ему не запрещается, основываясь на вере, строить свои модели понимания.
Излагаемая здесь версия является моей попыткой понимания проблемы в контексте гипотезы о. Павла Флоренского «О рассечении душ». Теория «Рассечения душ» создана выдающимся русским философом, священником и исповедником веры о. Павлом Флоренским. Согласно ей, при посмертном воздаянии не должен и не может пострадать святой Образ Божий, запечатленный от рождения в каждой душе. Поэтому, на Страшном Суде должно произойти рассечение душ человеческих и разделение их по принципу: подобное к подобному. Образ Божий и производные от него благие составляющие души возносятся в Царство Божие. А злотворные, чёрные составляющие характера, не выносящие света Божьей Истины, погружаются в мрачные и мучительные адские глубины.
Так, по мысли о. Павла, осуществится Божья Справедливость и проявится Его неизреченное Милосердие. Так о. Павел разрешает антиномию геенны, и недоумения по поводу возможности вечных мук грешников. Вот несколько цитат из главного богословского произведения о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины»:
«Личность, сотворенная Богом, — значит, святая и безусловно-ценная своею внутренней сердцевиною, — личность имеет свободную творческую волю, раскрывающуюся как система действий, т. е. как эмпирический характер. Личность, в этом смысле слова, есть характер.
Но тварь Божия — личность, и она должна быть спасена; злой же характер есть именно то, что мешает личности быть спасенною. Поэтому, ясно отсюда, что спасением постулируется разделение личности и характера, обособление того и другого. Единое должно стать разным.
Таинственный процесс суда Божия есть разделение, рассечение, выделение. Таковым является, прежде всего, таинство. Никакое таинство не делает греха негрехом: Бог не оправдывает неправды. Но таинство отсекает греховную часть души и ставит ее, пред принимающим таинство, объективно, — как ничто («покрытое»), а субъективно — как само-замкнутое зло, направленное на себя, — как кусающий себя Змей: так изображается Диавол на старинных росписях Страшного Суда. Грех делается отделенным от согрешившего, самостоятельным и на себя обращенным актом; действие его на все внешнее равно абсолютному нулю. В таинстве покаяния, именно, делаются для нас реальными слова Шестопсалмия: «Елицы отстоит Восток от Запад, тако удалил от нас беззакония наша».— Все силы отрезанного покаянием греха смыкаются на себя».
Гипотеза о. Павла Флоренского «О рассечении душ» приведена в 9й главе главного его богословского труда «Столп и утверждение истины». В подтверждение своей гипотезы о. Павел Флоренский приводит большой список цитат из Евангелия и Священного Предания. Продумав эту гипотезу, рискну предложить читателю мою собственную её трактовку.
Обычно считается, что эта гипотеза заумная, невообразимо сложная и непонятная. Я с этим категорически не согласен. По-моему, рассечение души, то есть отделение добра от зла и фиксация благого выбора, является совершенно обычным делом для всякого воцерковлённого человека. И никакого нового таинства не нужно придумывать для такого рассечения, помимо таинств, данных нам в лоне Святой Апостольской Церкви. Ведь если вдуматься, то рассечение души – это не обязательно внешний, принуждённый процесс, связанный с посмертным воздаянием. Нет, именно в духе христианского учения можно представить это рассечение, как прижизненное соединение Воли Божьей и воли человеческой в результате покаяния. И тогда загадочное рассечение душ предстаёт перед нами просто как таинство церковной исповеди, реализуемое и закрепляемое Святым Причастием. Хотя, это не исключает, разумеется, и возможности некоего особого, завершающего земной опыт таинства, окончательно разделяющего добро и зло. По моему мнению, таким таинством является Суд Божий.
Всякий человек в своей жизни хоть на мгновение становится причастен к Царству Небесному. Не бывает, не может существовать души, которая хоть однажды не была озарена любовью, добротой, сочувствием. Хотя бы в детстве, пусть мимолётно, любой злодей сотворил доброе дело. И это доброе дело или переживание приобщили его к Царству Небесному и сделали возможным его спасение. По-человечески, логично предположить, что спасение произойдёт в меру этой причастности, и в меру добра. Тогда, исходя из этого простого истолкования гипотезы «О рассечении душ», можно вывести следующую версию: возможно, все спасутся, но в разной мере, в различной форме. – В одних душах доброты всего искорка и этот человек станет атомом в грядущей жизни. Ведь в мире «будущего века», где в совершенстве воплотится любовь, и вся жизнь будет одухотворена, каждый атом будет обладать духовными измерениями. – Как сказал ап. Павел: «будет Бог все во всем» (1 кор. 15,8). Другие, более богатые любовью души, может быть, воплотятся в песчинки или камушки, у кого-то достанет духовности, чтобы воплотиться в цветок или в мотылька во вновь обретённом Раю. Ну, а святые праведники станут подлинными соработниками Господа в Царстве Небесном и сотворят с Его помощью невиданные по величию и добродетели дела, или создадут, во славу Божью, неописуемые шедевры, исполненные красоты и любви …
Приведённый вариант можно кратко сформулировать так: «Каждый спасётся в меру приобщения его к благодати». Он даёт всем надежду на спасение и удовлетворяет человеческому пониманию справедливости, хотя это важно только для нас самих. Божье Милосердие безусловно выше любых человеческих представлений о справедливости. Но при этом варианте получается, что у многих «частично спасённых» большая часть их личности теряется – «сгорает», по выражению ап. Павла. Приведу цитату из ап. Павла полностью, тем более что на неё ссылается и автор гипотезы «О рассечении душ»:
… каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
1 Кор. 128 зач. (3, 9–17)
Наказание, которое своими делами выбирает грешник – вечная смерть. И это логично, – каждый получает по вере своей. Не верующие в жизнь вечную – ведь если бы верили, то покаялись бы – теряют этот величайший Дар Божий. Наверное, смерть грешных душ – это многообразные состояния, поскольку грешники в разной мере одержимы страстями, да и страсти у всех разные. Может быть, великий Данте был прав, изобразив ад в виде ступенчатой воронки. Возможно, обитающим в раю праведникам и наша жизнь тоже представляется адом. Но суть от этого не меняется. Ад – это потеря Образа Божьего, это вечный коллапс смерти.
Хочу подчеркнуть, что приведённая выше гипотеза ни в коей мере не претендует на статус Истины. Это просто попытка ограниченного человеческого разума подкрепить суетную и немощную веру. Надеюсь, что Господь не осудит эту попытку, поскольку она не противоречит Откровению Евангелия и учению Святых Отцов. Может быть, людям, нуждающимся в конкретном представлении духовных истин, она будет и полезна. Уповаю на это…
Декабрь 2018 Аркадий Костерин
Просмотров (30)