О Ксении Блаженной

Однажды передо мной встала проблема: как показать современным взрослым детям подвиг юродства. Конкретно, речь шла о Блаженной Ксении Петербургской. Ну как объяснить: зачем она раздала всё имущество, почему вела жизнь нищенки, зачем ходила раздетая, босая, голодная? Почему это духовный подвиг, а не безумие, и как она всем этим послужила Господу? За что её, собственно, прославляют? За пророчества, за молитвы, за помощь бедным? – Так это, наверное, можно было делать и не таким экстравагантным способом!
Задумавшись, какие можно найти аналоги юродства в современной жизни, я, естественно, сразу подумал о протестных молодёжных субкультурах. В первую очередь, о таких широко известных движениях, как хиппи и панки. Но, по размышлении, понял, что эти современные нам явления лишь поверхностно сопрягаются с феноменом юродства. Несомненно, в этих молодёжных движениях выразился протест против мира сего, против культа потребления, против бездумного самодовольного конформизма. Но отправной точкой этого протеста было самоутверждение, пусть даже и преследующее благородные цели. Точкой опоры протестующих молодых людей была их собственная личность, понимаемая как высшая ценность. И даже самоотверженность их, иногда проявлявшаяся в конфликте с обществом, служила только утверждению этой личной самодостаточности и самоценности.

Совсем иначе обстоит дело с блаженными Христа ради. Важнейшая черта подлинного юродства – это полное самоотвержение от своей личной жизни, от прошлого, от столь дорогих и милых человеческому сердцу чувств и привязанностей. Забыть себя, Бога ради! – Вот главный принцип юродства. Но, надо понять, что принцип этот осуществляется не для утверждения и даже не для спасения себя, не как поставленная себе личная цель, нет – он осуществляется как полное предание себя в Волю Всевышнего, как окончательное отрешение от своей воли. И если отрешение это искреннее и полное, то Бог берёт такого человека в Свой удел, делает его Своим орудием. Человек этот уже не сомневается, как ему поступать, Дух Святый ведёт его. Подлинный юродивый становится чувствительнейшим органом Божественного Тела, можно сказать, что он становится Болью, вопиющей против гибельных законов мира сего. Вот каким я представляю себе крест юродивого служения…

Как приходят к такому служению? Биографически – все по-разному. Но приходит к нему только тот, «кто возлюбил много». Так стала юродивой святая блаженная Ксения. Да простит мне блаженная Ксеньюшка, покровительница моей церкви и надёжная наша заступница, если я попытаюсь построить психологическую версию её преображения. – Это сейчас она «святая» и «блаженная», а тогда, в самом начале своего подвига, она была молодая, счастливая женщина, горячо любившая своего мужа. И, вдруг, муж этот умер… Внезапно, даже без покаяния! Смерть эта тяжко потрясла молодую Ксению Петрову. Она не вмещалась в её сознание, переворачивала весь её мир! Как мог умереть без покаяния такой прекрасный, такой добрый, самый дорогой её человек?! Ведь он не сделал в своей жизни главного, не реализовал ещё свою прекрасную душу! – Это она должна была умереть вместо него, она, недостойная своего счастья!
Возможно, она убежала из своего дома в отчаянии, долго бродила по улицам, как безумная… Беспрестанно взывала она к Господу: Господи! Господи! – Неужели это Твой Суд?! Неужели ничего нельзя изменить?! Ведь это я должна была умереть! Сделай так, чтобы я умерла, а Андрей был жив! Господи, спаси нас, по великой Твоей Милости! – Может быть, она прибежала в Матфеевскую церковь, прихожанами которой они с мужем были, долго и отчаянно молилась. Может быть, даже потеряла сознание в какой-то момент, но зато получила безмолвный ответ от Господа: МОЛИТВА ТВОЯ УСЛЫШАНА… ТЫ ТЕПЕРЬ АНДРЕЙ ПЕТРОВ! ВСТАНЬ И ДЕЙСТВУЙ ПО ВДОХНОВЕНИЮ СВЯТАГО ДУХА!
И вот, она встала и пошла домой. Дом родной показался ей пустым, чужим и ненужным. Жить в нём она больше не могла. Но она знала, что делать… Оделась в костюм мужа, сказала близким, что она Андрей Петров. Все свои деньги послала в церковь, велела молиться за упокой души бедной Ксении. Дом свой отдала нищей приживалке Параскеве Антоновой. И пошла в город, искать Божьей Воли …
Она ходила по знакомым улицам, и они казались ей незнакомыми. Они были совсем другие, чем в прежней жизни, когда она проходила или проезжала по ним с мужем. И люди были совсем другие, хотя некоторые лица и были знакомы. Люди сокрушённо качали головами, некоторые смеялись, указывали на неё пальцем. Мальчишки гнались за ней и швыряли в неё грязью. Родные пытались удержать её, скорбели о ней. Даже подали петицию начальнику полковника Андрея Петрова, чтобы остановил её и отправил на лечение. Начальник вызвал её на беседу с комиссией. Комиссия установила, что Ксения Петрова в полном уме и трезвой памяти, а если творит непонятное, так то, наверное, по Воле Божией. И отпустила Ксению на улицу, где продолжилось её поругание и посмеяние… Но она любила их всех, она знала, что её ведёт Господь, у которого она вымолила душу Андрея Петрова!
Так она стала городской юродивой, а потом, через годы и десятилетия – блаженной матушкой Ксенией. Ведь скиталась она по улицам родного города 45 лет. Люди постепенно привыкли к ней, стали жалеть и уважать. Потому что её поступки и слова только на первый взгляд казались безумными и бессмысленными. Те, кто не был духовно слеп, увидели, что в её бездомной жизни есть и смысл и направление. Она молилась непрестанно в церкви и на улице, она молилась за всех, кому нужна была помощь. И её молитвы к Богу помогали. Одни исцелялись, другие находили по её подсказке своё счастье, третьих она предупреждала об опасности…
Блаженная Ксения совершила бесчисленное множество чудес и подвигов, из которых дошли до нас лишь немногие. Потому что она стремилась делать их тайно. Так, люди совершенно случайно узнали, что она носила по ночам кирпичи для строителей Смоленской церкви. В другой раз, начальство поручило городовому выяснить загадку – где ночует Ксения? И тот проследил, оказалось, она все ночи проводит на молитве, в поле за городом – в любую погоду, во все времена года! Огромное количество рассказов ходило в народе о её помощи и пророчествах. Самые достоверные из них приведены в её житии.
Людей поражало, как она терпит мороз и сырость, зной и стужу, дождь и ветер, обиды и голод. Одетая в жалкие лохмотья, с красными потрескавшимися руками и ногами, питавшаяся коркой, она терпела невзгоды радостно, со смирением. Щедрое подаяние жалостливых горожан она тут же раздавала голодным и нищим. А сама сохраняла свой подвиг и молилась непрестанно. Так и стала Ксения блаженная городской легендой, заступницей города Петербурга. И хоронить её к Смоленской церкви, которую она помогала строить, пришло полгорода. А со временем, молва о её помощи и заступничестве не только не угасла, но ещё и расширилась. Её могилка стала местом паломничества православного люда со всей России. И всем блаженная Ксения помогала…

Вот какой Крест Любви пронесла по жизни святая блаженная Ксения. Тяжёл крест юродивого, ведь боль Самого Христа, распятого в этом мире, заключена в нём… Что мы знаем о страданиях Господа, мы пребывающие в самообмане, в слепом благодушии? А знают эти страдания юродивые и блаженные, они чувствуют их, как свои! И проносят Крест Христов, для нас невидимый, через нашу суетную никчемную жизнь. – Вот какова цена их прозрений, пророчеств, чудесных исцелений! Вот в чём смысл их подвига!

А что же хиппи и панки? – Ну, они, мягко говоря, не дотягивают до этого уровня…

Нюрнберг, февраль 2013.                  Аркадий Костерин

Просмотров (52)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *