Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на воскресное Евангелие

Непросвещенные и неразумные идолопоклонники, неведущие истинного Бога, ни неусыпного Его о всем попечения, обожая пустые свои мечтательности, бываемые по промыслу Божию, приписывали фортуне. Почему фортуну, которая есть ничто, ни видимая, ни невидимая, ниже существующая, но токмо гнусное умоначертание, пустое название, вещь ничего не значащая, почитали несчастные за богиню и, соделав различнообразного идола, и разные жертвенники, жертвовали сей: и если что случалось с ними, к оной безрассудно относили. Останки сего заблуждения и доныне в сообществах христианских не не имеют места. Нет сомнения, что ни один из христиан не почитает фортуну или случай за богиню, ни кумира творит, ни поставляет жертвенники во имя той, ниже обожает сию: однако если случится счастие, всякий говорит, что его осчастливила фортуна, если же несчастие — не осчастливила. Если же спросишь, что такое есть фортуна? ясно из ответа познаешь, что ответствующий тебе и не знает и не понимает, что говорит. Ибо ни неученый, ни просвещенный объяснил когда-либо, что такое называется случаем. Иисус Христос, возвед очеса, зрит Закхея, седящего на смоковнице: и сие послужило спасением для Закхея. Неверный, не понимая сам своих слов, не усомнится сказать, что Иисус Христос воззрел и узрел Закхея по случаю: но верный не обинуясь признает, что Иисус Христос, яко Сердцеведец, узнав Закхееву наклонность к обращению к вере и покаянию, нарочно взглянул и узрел его, да подаст ему спасение. Внемлющий толкованию нынешнего Евангелия уверится в сей истине совершенно.

Лк.19:1-3. «Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе.»

Продолжает Божественный Евангелист повествование о путешествии Иисуса Христа во Иерусалим (Лк.17:11). Сказав же во-первых: «бысть же егда приближишася во Иерихон» (Лк.18:35), и упомянув о чуде, над слепцом случившемся близ Иерихона, и далее показывает: «и вшед прохождаше Иерихон», то есть, вшел во град Иерихон и, проходя чрез него, вшел во Иерусалим. И в то самое время, когда прошел Иерихон, встретился Ему на пути некий человек, нарицаемый Закхей, «старый мытарем», то есть, первоначальный из мытарей, – тех людей, которые собирают царские подати. Сей Закхей был притом богатый. Слыша же, как видно, славу о Иисусе Христе, и о преславных Его чудесах, наипаче о чуде, незадолго пред сим случившемся вне града Иерихона над слепым, искал видеть Иисуса Христа, кто есть? желал, то есть, и хотел, да очевидно узрит, кто таковый есть Сей Иисус, толико прославленный и чудотворный. Но хотя желал он видеть Иисуса, но поелику между им и Иисусом находилось множество народа, он же был мал возрастом; того для не мог узреть Сего.

Лк.19:4. «И предъитек возлезе на ягодичину, да видит, яко туде хотяше минути.»

Виждь горячность духа! Узнал он путь, которым проходить надобно Иисусу Христу, и узрев на оном высокое древо ягодичное, или смоковницею называемое, забежав наперед Иисуса Христа и народа и взлез на то древо, сидел тамо с тем, чтобы узреть Иисуса, имеющего тамо проходить. Ревность к благочестию и желание раскаяния воспалили его сердце, почему забежал и взлез на высокое древо, всячески стараясь узреть Учителя веры и Подателя оставления грехов.

Лк.19:5-6. «И яко прииде на место, воззрев Иисус, видев его, и рече к нему: Закхее, потщався слези, днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся.»

«Льна курящася», предсказал Пророк Исаия о Иисусе Христе, «не угасит» (Ис.42:3). Соломон же так написал: «предваряет» (премудрость) «желающим предуведетися» (Прем.6:13). И се сего исполнение на Господе Иисусе! Ибо Богочеловек не угасил пылающую Закхееву веру, но предварил его еще прежде, нежели был им узнан, поколику пришед к месту, на котором находилась та смоковница, на которую взлез Закхей, возведши очеса Свои и узрев его, сказал ему: «Закхее, потщався, слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти», — ныне Мне надобно приити, и быть в твоем дому. «Подобает», сказал: ибо спасение Закхею, с толикою ревностию сего ищущему, было нужно. О сем услышав Закхей, исполнился великой радости, и потщався не медля слезе, и принял блаженнейший Господа Иисуса. Великое желание видеть Господа, многое старание о предупреждении и восхождении на смоковницу, истинная радость, которую чувствовал, узрев Господа, воззревшего на него и рекшего: Закхее! Ныне подобает быти в дому твоем, ясно показывают, что Закхей был предуготовлен к приятию словеси благочестия и к покаянию во грехах своих. Почему Иисус, предузнав, яко Сердцеведец, душевное его расположение, и возвел очи, и на него воззрел, и назвал по имени, объявив ему, яко грядет к нему в дом. Что же предстоящие, видя и слыша о сем, говорили?

Лк.19:7. «И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати.»

Иудеи, всех мытарей почитая за грешников, — а следственно паче старейшин сих, каковым был Закхей, поелику сии, собирая царские подати, многие творили неправды и обиды, — бегали их сообращения. Почему и Богочеловек, когда в притче показывал пользу смиренномудрия и вред высокомудрия, в лице смирившегося грешника и смирением своим оправдавшегося, представил мытаря, далеко находившегося от олтаря. Видя убо народ, что Иисус пошел в дом старейшины мытарей Закхея, да тамо пребудет, негодовали и роптали на Иисуса Христа, не зная, несчастные, ни о раскаянии Закхеевом, ни о спасительном намерении Богочеловека. Но престаньте, бедные, и не ропщите, не узрев прежде того, что сотворил Закхей, пришедшу Иисусу в его дом, и что сказал Иисус, видя истинное покаяние и обращение Закхеево.

Лк.19:8. «Став же Закхей, рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.»

Вот, сколько был Закхей расположен к покаянию и добродетели! Когда вшел Иисус в его дом, немедленно, став пред Ним, изъявлял обещание: «Господи, се ради Твоей любви ко мне раздам половину имения моего бедным; если же кого обидел, возвращу обиду четверицею». Откуда же таковое расположение и раздаяние? На чем основывался Закхей? Раздаяние половины имения его бедным, кроме благого его расположения, не имело другого основания. Столько определил раздать бедным, сколько вознамерился. Четвероякое же воздаяние обид имело основанием Божий закон, чрез Моисея данный. Кто украл тельца, или овцу, употребивши в пищу, или продавши, должен быть обиженному за единого тельца отдать пять, а за едину овцу четыре: «аще кто украдет тельца или овцу, и заколет или продаст, пять тельцев да воздаст за тельца, и четыри овцы за овцу» (Исх.22:1). Если же украденное в руках вора находили живым, вор долженствовал возвращать сугубо: «аще же ят будет, и обрящется в руце его украденное от осляте до овцы живо, сугубо да отдаст я» (Исх.22:4). И так поступали тогда, если владетель вещи узнавал вора; ибо говорится: «аще ят будет». Когда же обидчик самопроизвольно признавал грех свой, возвращал истое и пятую часть истого. Да «исповесть грех, егоже сотвори, и да отдаст преступление истое, и пятую часть его да приложит к тому, и да отдаст, емуже согреши» (Чис.5:7). Закхей ниже ят был, ниже на суд представлен, ниже осужден, но сам самопроизвольно быв самого себя судиею, решился обиженным от себя не токмо возвратить истое и пятую часть истого, но еще четверицею. Вот, колико строгим и праведным судиею бывает человеческая совесть, когда человек сокрушится и обратится к Богу! Послушаем же и того, какое было следствие такового праведного поступка и раскаяния.

Лк.19:9. «Рече к нему Иисус: яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть.»

«Днесь спасение дому сему», вместо сего: днесь оставление грехов и спасение души Закхеевой; ибо днесь обратившись к Богу, и сотворив дела Авраамли, то есть правду и милость, показал, что он есть истинный сын Авраама и достойный вечного спасения.

Лк.19:10. «Прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго.»

Сие подобно есть тому, что негде Богочеловек Сам же говорил: «не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). Сходственно также и с Апостольскими словами: «яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1Тим.1:15). Сие убо самое заградило уста ропщущих и прекратило их негодование. Ибо,ежели Сын Божий пришел в мир взыскати и спасти погибшего, Закхея же предузнал и погибшим и раскаивающимся: без сомнения, долженствовало взыскать и спасти его. Убо и взыскал, сказав ему: «Закхее, потщався слези», и нарочно пришел в дом его. Когда же Закхей изъявил покаяние, Спаситель и объявил ему о его спасении: «днесь спасение дому сему!»

Просмотров (129)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *