Прот. Дмитрий Смирнов. Проповедь о духовной жизни и блудном сыне

Господь постоянно учил тех людей, которые к Нему приходили. Приходили с разными нуждами. Очень много всяких болящих, сумасшедших, бесноватых, прокажённых. И как только они оказывались в поле Его зрения, Он им старался изъяснить, что такое духовная жизнь, зачем Он на землю пришёл. И в таких случаях, когда Он говорил какие-то очень важные вещи, Он их изъяснял с помощью притч. Он сам такую моделировал историю, в которой были бы понятные реалии.

Вот, например, нынешняя притча: У некоторого человека было два сына (Лк. 15, 11) – ну что тут непонятного? Самая обычная ситуация. И эта притча уже настраивала человека, чтоб он воспринял вот эти откровенные Богом мысли. Для того чтобы человек запомнил притчу, она очень наглядная, очень простая для понимания, но каждое слово играет там очень важную роль. Всегда в жизненной какой-то ситуации очень много всяких нюансов, в которых можно запутаться, а притча – это хухожественно-духовное произведение, там всё доведено до самого глубокого совершенства мысли, понятий. И поэтому каждому христианину очень важно все притчи знать, потому что они начинают действовать в сердце, и жизнь человека начинает меняться согласно воле Божией. И в притчах эта воля Божия и изложена. А сегодняшнюю замечательную притчу, если мы читали Евангелие, мы, конечно, не могли забыть. И Церковь наша каждый год к ней нас возвращает, чтобы вновь и вновь окунулись в атмосферу этого повествования.

И сказал младший из них отцу: «отче! Дай мне следующую мне часть имения» (Лк. 15, 12). Захотел паренёк самостоятельности. Захотел сам распоряжаться тем имением, которое он вообще не собирал. Очень часто так бывает, что папаша говорит: «А здесь ничего твоего нет. Если хочешь, иди сам зарабатывай». Но это не у нас. У нас в России каждая семья преступно малодетна. Поэтому детушек нянчат лет до 50-ти. Мамочка кормит грудью, всё ему «кушай кашку», «открой ротик», «ты сегодня ел?», «ты сегодня пил?», «пойдём к доктору», «ты совсем не следишь за своим здоровьем», «ты какой-то у меня бледненький». Отчего это происходит? Было бы у неё восемь детей, как положено, то тогда б таких глупостей не было. А это происходит, так как он единственный. Я говорю: «Ну что ты делаешь?» – «Ну это ж мой сын». Ну это уже не сын, это бедный урод, который так и не стал мужчиной к 50-ти годам. Уродец. Он ничего не может: ни жениться, ни работу найти, ни на ней удержаться. Просто полный духовный, душевный, телесный импотент. Ни на что не способен. А кто виноват? Маменькина любовь. Потому что та огромная энергия, которая есть у русской женщины – про коня слыхали, которого на ходу надо останавливать? – концентрируется на одном. Вся эта огромная, космическая, термоядерная энергия обрушивается на одного, а должна быть распределена в среднем на восемь человек. Средняя семья российская сто лет назад имела восемь детей, чего нельзя сказать о современной русской семье. Поэтому у нас мужчины уродливые, с искажённым восприятием мира, трусоваты. Многие даже боятся в церковь ходить. И рад бы, но – «ой, а что я там скажу?», «а если меня спросят?» И так далее. Они слесаря из ЖЭКа боятся. Я сколько раз это наблюдал. Думаю, интересно. И как за такого замуж выходить? Ну это будет ещё такой сынок, к сожалению.

Но этот паренёк решил добиться самостоятельности. И что было дальше? Отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15, 12-13). Потому что во-первых, молодой, дурак, во-вторых, не им это собрано. И что хочет молодой человек? Гуляй! Гуляй-поле! Душа <…> ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). Кино-вино-домино-девочки. И всё. И всё растратил. Отчего это происходит? Оттого, что человек вообще не знает жизни. И не готов. Он под крылом отца возрастал, а никакой самостоятельности не проявил, поэтому он мог в руки любых злонамеренных людей попасть, и так оно и бывает.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; – ну, естественно – И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот постлал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему – рожки-то, они денег стоят – Придя же в себя, сказал (сам себе): “сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих” (Лк. 15, 14-18). То есть он даже согласился на такое понижение, уж очень есть хочется. Поэтому очень хороший способ для воспитания, когда ребёночек лет с 15-ти начинает наглеть – опустошить холодильник и больше его ничем не наполнять. На второй день он будет уже шёлковый, хотя может быть и раздражительным с голоду. А не «ну это ж мой сын, как же его не накормить!» Да очень просто. Что ты хочешь вырастить – скотину или человека? Человек – это существо благодарное. Главная служба в церкви даже называется Евхаристия. В переводе с греческого значит «благодарение». Вот этой главной службой, Литургией, Господь хочет всех нас научить благодарности. Это не всегда удаётся, потому что человек гордый, некоторые по сумасшествию считают, что они сами всего достигли в жизни. Это всё сущая глупость. Человек сам себе не может даже росту на один сантиметр прибавить, это невозможно (см. Мф. 6, 27). Но вот всякие мнения, в основном дурацкие, витают в головах, потому что через средства массовой информации они, как сорняки распространяются по головам, к сожалению.

Младший сын согласен был стать наёмником самым последним, потому что он помнил, что наёмные рабочие сельскохозяйственные у его отца по крайней мене сытые всегда. А ему сейчас уже не нужно ни кино, ни вино, ни домино, ни девочки. Есть хочет. Когда человек хочет есть, ему один ответ: иди заработай и поешь. Всё. Ты хамишь, а я тебя должна кормить? Нет, ты будь с мамочкой вежливым, давай, учись. И вот, если будет вежливым, будет трудолюбивым, убирать за собой вещи, ставить их на место, мыть места общего пользования, устроится на работу, будет свою долю за квартиру платить, а также за свет, за газ и выделять деньги на еду в той пропорции, в которой он съедает (а у молодых людей очень аппетит большой), только тогда можно помочь, поощрить. А если маловато, для этого Доширак существует, вот и ешь его с утра до вечера. Вот это начинается воспитание. Потому что очень всегда связано то, как человек работает с тем, как он ест. А то он будет претензии предъявлять: «А ты мне купи это, ты мне купи то! У всех ребят есть, а у меня нет!» – «Ну другие мамы воспитывают уродов, а я хочу, чтобы мой сынок был порядочным человеком и в дальнейшем не в преступный мир ушёл». А все бездельники идут в преступники, потому что сразу деньги взять можно только отняв у кого-то. Вот, а по глупости сразу тюрьма начинает маячить, потому что так украсть, чтоб тебя не поймали, это нужно очень опытным человеком быть, раза три надо отсидеть. То есть на всё истратить 12-15 лет, пройти школу жизни. Тюрьма – это школа жизни, пусть она искажённая, но там многому можно научиться.

Итак: Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15, 20). Отец есть отец. Любит сынка. Но надо помнить, что это притча. Матери тут что-то нигде нет. Видимо, Господь-то вообще на мать-то не очень надеется, она уж очень сентиментальная, это же её сын. А отец, оказывается, тоже любит. И он обрадовался, что сынок возвращается. Обнял его, поцеловал.

И что дальше? Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги…» (Лк. 15, 21-22) А перстень-то зачем? А это знак того, что он хозяйский сын, это как паспорт. Тогда же не было паспортов, а вот такие знаки достоинства бывали. “…И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! – пир отец закатил – Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился – старший брат – и не хотел войти (Лк. 15, 23-28). Обиделся. А почему обиделся? Из зависти. Хорошее такое чувство, которое без всяких проблем заставляет человека совершать какие-то странные поступки.

Отец же его, выйдя, звал его: «Сынок, заходи!» Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк. 15, 28-29). Ну он из него готовил мужчину и хозяина, и вообще он был старше, всё это имение ему бы досталось. А зависть!Что это ему вперёд, а мне потом? Я же старший! Велико достоинство родиться раньше младшего брата. Что, в этом твоё участие что ли было? Нет, конечно.

“А когда этот сын твой – не сказал «брат», а «сын твой», уже отделился от него – расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка”. Он же сказал ему: «сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 30-32). Второй раз повторяется: был мёртв. Да, он был мёртв к духовной жизни, был мёртв для любви. Он руководствовался и был мотивирован одним эгоизмом, он не хотел трудиться, он хотел гулять. И вот, жизнь, которая поставила его в условия голода, дала ему возможность выздороветь. Он ожил. Вроде бы в голоде ничего хорошего нет, а вот, оказывается, даёт возможность человеку прийти в себя, узнать, что почём, примкнуть сердцем к настоящим ценностям и гордыньку свою убрать. Потому что очень часто человек из гордости не может ничего сделать, она им руководит. А здесь: «Пойду, скажу. Согрешил». И покаяние, и отставление в сторону гордыни, и правильная оценка, что он недостоин его сыном, он хуже всякого наёмника. Всё, паренёк опомнился. Не знаю, сколько он там бродил, может несколько лет, в притче об этом не сказано. Что такое опомниться? Это значит ожить. Он встал на правильный путь.

И в этой притче ещё один нравоучительный смысл. В другом месте сказано: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Господь радуется о каждом грешнике. И вот, мы с вами, грешники, тут собрались. Дай Бог, чтобы кто-то из нас начал каяться, но не просто «не то съел», «не там прочёл», «не туда вышел», а действительно изменил свою жизнь, как он, понял, что его жизнь – это не жизнь человека, который является сыном Божьим. Потому что в притче под образом отца сокрыт Отец Небесный. Если это случится, тогда всё изменится. Изменится наша жизнь, изменятся наши тщетные усилия по воспитанию наших детей, Мы хоть поймём, что требуется. Внешнюю строгость можно завернуть в очень хорошую обёртку из вежливости, из доброты, из рассудительного, не занудного объяснения, показать логику: «Ну как, смотри: ты хамишь, а я тебя буду кормить. А где справедливость? Мир-то должен быть справедливым». И всё. Я знал одного человека, который 10 лет не работал. И так случилось, что его папа и мама получили от института, где работал папа, квартиру. Ну, они туда и переехали. Он устроился на работу на следующий день. Я спрашиваю его: «А какая у тебя мотивация?» Он говорит: «Я боялся, что мне нечем будет заплатить за телефон и у меня его отключат». Серьёзнейший мотив. Вот так вот. Боялся, что оборвётся связь с друзьями, их там целый клуб, они ему были дороги. Видите, как интересно. Стоило маме с папой отъехать, всё, холодильничек сразу опустошается с помощью друзей. Потому что не сам купил, отрезал, съел – на, Вань; на, Вась; на, Петь.

Вот об этом притча. Она очень замечательная. Даёт нам и надежду, и показывает, что мы должны делать, чтобы угодить нашему Отцу Небесному.

Просмотров (164)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *