Нужно ли исследовать религию?

Недавно я получил письмо от моего оппонента, в котором он утверждет, что смысл и назначение религии могут быть исчерпывающе раскрыты при помощи психологических изысканий. Вот что он, в частности, пишет:
«Кто опасается глубинного изучения души, поддавшись сильнейшим эмоциональным мотивам, можно сказать, боится препарирования собственного разума. В этом случае исследователь должен оставить желание познать истинную цель религии и смысл ее основного образа – Бога. Окольные пути лишь сохраняют силу ее навязчивого влияния, принимаемого за веление свыше».
Вот что я ему ответил:

Уважаемый Н.!
Не стоит защищать от меня науку! Я, вероятно, не меньше Вашего ценю и уважаю исследовательский труд. Надо просто чётко определить цели и средства и не залезать в «чужие» области.

Религию можно и нужно исследовать. Но к ней можно подходить с разных сторон.
Во-первых, со стороны психологии и истории. Если бы Вы собирались именно этим заниматься, то я бы это только приветствовал. Я и сам не чужд этого направления и постоянно пытаюсь осмыслить роль религии в формировании сферы бессознательного.

Во-вторых, к религии можно подходить, как к культурно-историческому феномену. И эта задача может быть решена очень плодотворно и интересно.

И, наконец, в-третьих, религия является сакральным учением, которое характеризует недоступные нашему познанию и пониманию слои бытия. Подразумевается, что религия сообщает верующим некоторые фундаментальные установки бытия, которые не выводятся из повседневной жизни. Они определяют, в понятных для нас формах, место человека во вселенской эволюции и направление его развития, относительно устойчивое и безопасное. Таким образом, религия является проводником влияния наивысшей формы Сознания — Бога на нашу жизнь.

Как я понял из Вашего текста, этот, очень важный аспект изучения религии Вы отметаете, как заведомо ложный и противоречащий научному мировоззрению. Но, тем самым Вы завышаете значение Ваших ограниченных изысканий и обрекаете себя на конфронтационную и ложную их интерпретацию. Это весьма прискорбно!
Позволю себе уподобить Вас человеку, начисто лишённому музыкального слуха и поэтому утверждающему, что смысл и гармония музыки выражаются не в каких-то надуманных переживаниях, а в прекрасных формулах математического разложения и в спектральных картинах звуковых колебаний.
По-моему, это абсурдная позиция!

                                                                   Аркадий Костерин

Просмотров (45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *