Паломничество в Рим.

Дети быстро растут, не успеешь оглянуться, а они уже подростки – отроки и отроковицы. Трудный переходный возраст. Все мы знаем, как осторожно нужно обращаться с детьми в этом возрасте. Но мой 15-летний опыт преподавания в воскресной школе показывает, что дети, пришедшие в воскресную школу в 5, 6, 7 лет, переживают этот период легче, плавно переходя к взрослости.
И вот какой характерный случай произошёл с моими детьми в 2012 году. – Была глубокая осень, осенние каникулы, и мы заказали автобус для поездки к нашему любимому святителю Николаю. Но, мы решили ехать через Рим, т.к. очень захотелось показать этот вечный город нашим подросткам. Ведь они уже к этому времени прекрасно знали, кто такие – апостолы Пётр и Павел, и кто такие мученики-христиане в Колизее.
То, что в книгах, это одно, а вот что почувствуют дети в вечном городе, было совсем неизвестно. В основном, дети в этом возрасте занимаются самоутверждением, особенно, перед лицом представителей противоположного пола. И в этом стремлении их трудно остановить или поставить на место, гормоны мешают. Но, я всё же, надеялась, что благодать и красота святых мест окажут своё влияние на детей.
В автобусе, как всегда, было весело – разговоры, смех. Ведь дети дружат уже 7 лет и хорошо знают друг друга, им не скучно. Но, сейчас ночь, мы читаем Акафист св. Николаю и Вечернее Правило. Постепенно весь автобус засыпает. – И вот уже утро, солнце, не жаркое в эту пору, и любимый итальянский пейзаж. Скоро Рим, все уже проснулись и любопытно озираются. Как нас встретит великий город?
Но, вдруг, погода меняется. Чёрные тучи обложили небо, дождь становится всё сильнее. Все забеспокоились – скоро гостиница, а вокруг, похоже, Всемирный Потоп. Гостиница на краю города, мы быстро выскакиваем и бежим в холл. Начинаем рыться в своём багаже, ищем куртки и что-нибудь непромокаемое. Никто же не думал, что в Италии будет такая погода, все ехали налегке.
После перекуса и размещения, к нашей группе пришла милая женщина-экскурсовод. Она сказала, что в связи с погодой посещение сегодня святых мест и храмов невозможно, ведь они в центре города, куда автобусам проезда нет. Нам своим ходом под таким дождём туда не добраться! Но, к её удивлению, мы все дружно кричим, что дождь нам – не помеха! Она говорит, что ни испанцы, ни немцы, ни африканцы даже на улицу не выйдут в такую погоду, а тем более не станут добираться до центра города на проблематичном римском транспорте.
Но, мы непреклонны в своём желании увидеть сегодня Рим. – И подтверждаем свои слова делом. – Выходим! – Страшный ветер, зонты сломаны, одежда сразу намокает так, как будто мы только что вышли из реки. Обувь можно выбрасывать и идти босиком. Автобусы не ходят, и мы – 45 человек с детьми, врезаемся в серую стену дождя. До метро идти около 20 минут, мы рвёмся вперёд, крепко держась за руки. Уповаем только на Бога, что Он не оставит нас и, видя нашу веру, приведёт нас к долгожданным святыням.
Приходим к метро мокрые до нитки, и итальянцы удивлённо расступаются перед нами в переполненном вагоне. Но, вот и станция Сан Джованни. Мы выходим на прекрасную площадь, дождь немного утих. Перед нами величественная базилика св. Иоанна. Входим, нам говорят о Христе, что Он вот по этой лестнице шёл на суд к Пилату.
Святые ступени! Мы присоединяемся к другим паломникам и опускаемся на колени. Только на коленях мы можем подняться вверх, вспоминая свои грехи и каясь. Все дружно, как солдаты идут на коленях вверх. Такое ощущение, что кто-то следит за тобой добрым, любящим взглядом. – И действительно наверху стоит икона Божьей Матери, написанная св. евангелистом Лукой. Почему-то очень хочется идти и идти всем вместе по этой лестнице…
Добираемся, припадаем к святыне. Потом, войдя в прекрасную базилику, поклоняемся святым мощам Иоанна Предтечи, Киприана и Устины, и других святых. Потом ещё была краткая экскурсия по ближним церквям, очень красивым. А потом – опять дорога до гостиницы, в темноте и под сильным дождём. Все притихли, молча поужинали в гостинице. Детям помогли сушить одежду и обувь (с помощью газет). – У многих даже не было с собой запасной одежды. – Я боялась, что утром много будет простуженных.
Но, вот чудо! – Утром все дети были веселы и здоровы! Вообще, никто не заболел, даже 2 старушки с роляторами. Позавтракали, и пошли по городу пешком. Автобус подвёз нас до центра и уехал. До самого вечера мы ходили по центру Рима. Увидели Тибр, пришли к церкви св. Алексия – человека Божьего, посмотрели лестницу, под которой жил святой, поклонились его мощам. Поклонились мощам св. Георгия, в церкви во имя его. Потом прошли мимо древних строений к Капитолийскому холму.
Поднялись к храму св. Марии Магдалины, поклонились мощам св. царицы Елены, осмотрели Форум, Колизей, много святынь, старинные улочки, базилики. У меня было такое чувство, что мы в другом измерении – ничто не отвлекало нас на мирское, мы его просто не видели. Последним этапом нашей экскурсии был монастырь «Три ключа» где казнили ап. Павла. Это на окраине города, туда нас отвёз автобус. – Но, главное, я не могла понять – что стало с детьми! Я вижу перед собой вовсе не детей, а каких-то задумчивых и немного грустных – взрослых людей.
Усталые, притихшие, садимся снова в автобус. – Гостиница, поздний ужин, все тихо расходятся. – Утром снова экскурсия: катакомбы, Ватикан, и новое путешествие – к св. Николаю. Поздним вечером автобус въезжает в Бари, и мы не можем найти монастырь, где должны ночевать. Автобус блуждает, а мы начинаем молиться св. Николаю. И вдруг, на тёмной дороге нас встречает полицейская машина. Милые полицейские указывают нам путь к древнему монастырю.
Нас встречают монахини, всё чисто, красиво, тёплая встреча, вкусный ужин. Ночевать будем в больших кельях, но перед сном успеваем исповедаться и подготовиться к завтрашней Литургии. Ведь она будет совершаться в базилике св. Николая!
Свежие и отдохнувшие мы приезжаем к св. Николаю, приклоняемся перед его святыми Мощами, причащаемся, поём, благодарим. Вся наша молодёжь – притихшая, никакой возни и смешков. И лица у ребят стали другими – серьёзными.
После Литургии и службы садимся в автобус. Едем домой, всю дорогу тихо, никто не разговаривает. Я понимаю, дети за эти 5 дней повзрослели, и я с ними. Ощущение чуда и у меня. – Чувствую, что моё колено, которое болело 5 лет так, что я не могла ходить и сидеть, больше не болит! – Это не только ступени дали, по которым я поднималась на коленях с молитвой, это ещё и 102 ступени к церкви Марии Магдалины и к мощам св. Елены, это молитвы св. Николая!
Ночью я подумала, что Господь проверял меня с детьми – нашу веру и смелость. – Никто не спасовал перед трудностями, каждый получил благодать! – Каждый по-своему. Как будто, встретивший нас в Риме ливень омыл наши души, обновил нас. Многие дети дружат между собой и с нами до сих пор. Думаю, эта поездка стала для них очень ценным, незабываемым опытом.