Бог, который в душе

Очень часто приходится слышать: «У меня Бог в душе, и в церковь мне ходить незачем!» По-моему, в этом проявляется определённая психологическая проблема. Может быть, кому-то мои высказывания покажутся обидными, но я пишу о собственном опыте горестных блужданий, искренне желая помочь тем, кто идёт по тому же пути…

Убеждён, что все дело в соотношениях привязанностей, в мотивации создаваемых человеком образов. «Бог, который в душе» – это фантазия на тему Бога. Это бог, который человеку удобен, он призван создавать ему душевный комфорт. Это бог, который является продуктом его психики. А это значит, что в центре личности находится «Я», а где-то на периферии – маленький, «служебный» бог. При этом, у человека может присутствовать и вера (от чтения Священного Писания), может быть в душе и любовь. Но из-за расстановки акцентов, поступки и мысли будут на 80% определяться себялюбием, а на 20% — подлинной верой в Бога и любовью к Нему. Проценты эти могут быть разные, но всегда будет больше себялюбия, потому что ведь бог «удобный». Никто же не ищет себе проблем и духовного разлада.

А подлинный Бог, который в Церкви – Он неудобен, Он некомфортен. Он мучает совесть, заставляет совершать какие-то неприятные, тяжёлые для меня поступки, признаваться в вещах, которые я хотел бы забыть. Даже жертвовать собой требует – подумайте, какое это ужасное посягательство на МОЮ свободу! Да, и вообще, Он хочет занять слишком много места в моей душе. Мешает Он мне чувствовать себя хозяином в своей жизни! И не даёт мне обвинять моих врагов в бедах, которые со мной происходят. – Поэтому, совершенно естественно, что те, у кого «бог в душе» обвиняют Церковь в нетерпимости и мракобесии, в посягательстве на «права человека».

Но глупо было бы ждать от своего личного божка чуда духовного преображения! Да, и вообще, каких бы то ни было чудес. – Напротив, бог, порождённый себялюбием, скорее всего, приведёт тебя к самообману и к лукавству перед людьми, к горделивому самопревозношению и чванству, то есть к тому, что называют в церкви «фарисейство». Такие люди, если даже и считают себя христианами, но видя – не видят и, слыша – не разумеют. – Потому что всё перетолковывают на удобный для себя лад. Они ведь танцуют от своей печки – от себялюбия. И дела их, даже будучи по видимости добры, никогда не приносят плода доброго. И жизнь такого человека похожа на тот самый «дом, построенный на песке», о котором говорил Спаситель.

Поэтому я полагаю, что те, у кого Бог в душе «уже получают награду свою». И Царство Божие ой как далеко от них! Дай Бог им понять это!

2013 год.                     А. Костерин

 

Рецензии на «Бог, который в душе» (Аркадий Костерин)

«Царствие Небесное внутрь вас есть»- предполагает ли это высказывание пребывание Бога в душе человека? Может это и предполагают, когда говорят что Бог в душе?
Денис Трофимов 15.01.2013 22:01

Убеждён, что именно так и есть! Просто этот уголок нашей души часто бывает завален всякой дрянью и к нему не пробиться…
Аркадий Костерин 15.01.2013 23:28

Аркадий, немного другого ответа ждал от вас)), но и этот не плох. 
Денис Трофимов 17.01.2013 20:41

Вы философ, а философия это человеческое. Мое мнение такого, что в статье ничего не напутано. А те люди, которые говорят что Бог у них в душе, они оправдываются перед собою, тем самым глушат свою совесть. Когда все хорошо, они верят, когда все плохо они жалуются и ропщут.
Денис Трофимов 19.01.2013 10:27

Гордый самодовлеющий разум блаженно верует, что мир точно таков, каким он ему представляется. Это очень наивная философия…
Аркадий Костерин 20.01.2013 01:06

Здравствуйте Аркадий!
Вы правы, это будет препарирование, без чего невозможно понимания религии в личной жизни человека. Пока отвечу так, но более серьезно обоснованный ответ я даже боюсь Вам выкладывать, настолько Ваши предположения религиозны.
Вы думаете я не верующий? Зря, я как раз причисляю себя к таковым, вопрос что считать верой!
Вот мой короткий ответ.
К сожалению, глубочайшее изучение религии, или препарирование собственного психического аппарата, в данном случае просто необходимо. Без этого не обойтись потому, что разбираемый вопрос непосредственно относится к области душевных проявлений. Однако в этот раз, впрочем, как и во многих других работах, странно, что этого не замечают, исследование будет направлено во внутреннюю область психического мира человека как отражения внешней религии.
Уверены, что такое направление не отдаляет нас от веры. В это сложно поверить, но напротив, оно способствует более глубинному пониманию веры. В конце концов, само Священное Писание направляет помыслы человека в направлении истины.
Поэтому уверены, ничто не должно удерживает от глубокого научного анализа, насколько это в наших силах, даже неприкасаемая эмоциональность данной сферы. Религия такое же произведение человеческого разума, как, к примеру, мифы. Объективный анализ дает почву для синтеза полученных выводов. Относительно религии это имеет особенно важный вопрос, поскольку она, как говорилось, уходит глубоко в недра нашей души и оперирует духовным образами. Поэтому религию возможно познать данными психологии. Сложно изучать религию методами физики, хотя возможность этого не отрицается.
Любой другой путь, по нашему мнению, не способен дойти до психологической сути религиозных систем. Иначе невозможно найти истинный смысл, все остальные попытки будут представлять бесконечно соперничающие собственные фантазии исследователя, идущего на поводу религиозных постулатов. Поскольку религия рождена человеческим разумом, любой другой путь, помимо изучения данных закономерностей, будет выдавать очередное представление о ее сущности, основанное на поверхностном сознательном мышлении. Сознанием религию не познать, тем более того, о чем она проповедует. Более того, весь религиозный смысл стремиться к сокрытию некоторых тайн нашего внутреннего мира.
Кто опасается глубинного изучения души, поддавшись сильнейшим эмоциональным мотивам, можно сказать боится препарирования собственного разума. В этом случае исследователь должен оставить желание познать истинную цель религии и смысл ее основного образа – Бога. Окольные пути лишь сохраняют силу ее навязчивого влияния, принимаемого за веление свыше.
Однако стоит помнить, что подобное трусливое поведение тормозит путь науки, хоть и контролирует массовое сознание обещанием спасения души в светлом будущем.
Никита Ломоносов 13.07.2013 14:09

Так во что же Вы веруете: в смыслы или в Бога? Ведь человеческие смыслы зачастую расходятся с Божественными…
Если в Бога, так Бог в помощь!
Аркадий Костерин

Не совсем согласен. Ну во первых, как можно жить без Бога в душе? Во вторых, вы говорите Бог в душе это этакий удобный божок.. А как же быть с совестью? Мое мнение, что совесть и есть частичка Бога в душе. Ну ка, попробуйте с ней договориться?!
Александр Белов 6 30.06.2016 21:00

Уважаемый Александр! Если Вы внимательно прочтёте статью с начала, то увидите: я отвечаю людям, которые считают, что им не нужно ходить в церковь, потому что у них бог в душе. Какого бога может взрастить человек в своей душе, если не знает Истинного Бога, отдавшего Себя за нас на распятие?
Да, совесть — это голос Божий в каждой душе, но на что ей опереться в душе человека, гордого, который судит мир со «своей колокольни»? Царство Божие созидается соединением людей и Бог-Слово может воплотиться только в Церкви!
Аркадий Костерин 30.06.2016 22:35

 

Просмотров (80)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *