О преложении и пресуществлении

По-моему, разницу между преложением и пресуществлением Святых Даров можно лучше понять, если исходить из учения о нетварных Божественных энергиях свт. Григория Паламы.

    Как известно, свт. Григорий Палама утверждал в споре с католическими богословами, что благодать Божья может подаваться людям не только через явления материальные, но и через нетварные, духовные, «божественные энергии».  То есть, речь шла о том, что возможно непосредственное, идеальное общение Бога с человеком. Католические же богословы утверждали, что это всё выдумки и фантазии полоумных монахов, а общение Бога с человеком возможно только опосредствованно – через физические явления, воспринимаемые органами чувств человека. В частности, спор шёл о Фаворском свете: физический это свет, или явление духовного порядка, то есть, «божественная энергия».

    Точно также и со Святыми Дарами, которые преподаются нам в Таинстве Святого Причащения. Католическая трактовка – пресуществление – утверждает, что происходит вещественное превращение, что нам преподаются вещественные Тело и Кровь Господа под видом хлеба и вина. Объясняется, это милосердием Господа, который, зная о том, что мы не можем вкушать «сырое мясо» подаёт нам его под видом хлеба и вина. То есть, речь идёт о завуалированном превращении хлеба и вина в материю Плоти Христовой. Такое понимание было заимствовано православными богословами у католиков в 17м веке. Однако оно не соответствует Святоотеческому учению, которое говорит о преложении Святых Даров, как утверждает проф. Осипов.

    Православное понятие о преложении Святых Даров утверждает, что хлеб и вино не изменяют своей материальной природы, а обретают по действию Святаго Духа новое содержание. У этих физических субстанций, как бы появляются духовные измерения, которые воздействуют на дух человеческий, и способны изменять и направлять его. То есть, хлеб и вино, по духовной сути своей, а не по материи, становятся Плотью и Кровью Бога Слова, Христа. Хлеб и вино «соединяются с Божеством», по выражению Иоанна Дамаскина. Что безусловно верно, потому что воспринимаем мы Святые Дары своим духом, а не чувствами, то есть духовное состояние наше изменяется, независимо от чувств и химических превращений.

Аркадий Костерин

Просмотров (38)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *