Слова в день Святителя Николая Чудотворца

Митрополит Филарет (Вознесенский),
Первоиерарх РПЦЗ (22.11.1903 — †10.11.1985)

Вряд ли нужно много говорить о том, каким особым почитанием во всей Вселенской Православной Церкви, у всех, кажется, народов, даже нехристианских, пользуется, именно, имя Святителя и Чудотворца Николая. Мы с вами знаем, как Церковь торжественно прославляет великих иерархов — Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, знаем, какое громадное духовное богатство своих творений эти святители оставили Церкви, которая до сих пор не перестает поучаться богословской истине, богословским знаниям и назиданиям нравственным из их вдохновенных творений.

Святитель чудотворец Николай ничего подобного не оставил, не осталось после него, как будто бы, ни особых наставлений, ни богословских трудов. И, однако же, Церковь так торжественно прославляет его, что ему служба, богослужение, как-то даже торжественнее получается, чем этим трем Великим Святителям, и приближается, по своей торжественности, к службе двунадесятых праздников. Почему? Да потому, что он в жизни своей воплотил всю добродетель, к которой Спаситель учеников призывал, о которой Он сказал, что потому-то люди и узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою — ту любовь, которую проповедовал так много великий апостол любви. Вчера нами прославлялся еще апостол Иоанн Богослов. Вот эту добродетель любви, Святитель Николай так воплотил в своей жизни, как мало кто из других угодников Божиих.

Все они, конечно, и те великие Святители Вселенские, о которых я только что поминал, все они прямо дышали любовью, сияли любовью. Но Святитель – чудотворец Николай – не напрасно назван нашим русским народом «Никола Милостивый». Русский народ так и говорил: «Плохо тебе, нужда у тебя, горе у тебя, помолись Николе Милостивому, а он расскажет Спасу Всемилостивому».

Святой апостол Иоанн Богослов проповедовал любовь так, что его и назвали «апостолом любви», а святитель Николай так воплотил любовь в своей жизни, что его именуют Никола Милостивый. Но помните, возлюбленные, что если Господь сказал, что всех христиан, Его учеников, можно узнать по тому признаку, что они имеют любовь между собою, то в то же самое время нужно помнить, что христианская любовь совсем не есть любовь безразлично ко всему и ко всем. Смотрите, например, Сам Господь Иисус Христос, по любви Своей, дает заповедь нам любви и прощения, говоря: «Если тебя ударили в одну щеку, подставь другую» — любовью ты сразу смягчишь своего противника.

Апостол Павел, наверно, знал заповедь о любви, потому что проповедовал любовь так, как мало кто из других. Но, однако, когда первосвященник Анна, злой и нечестивый, приказал на сонмище бить его по устам, то апостол на это ответил гневными словами: «Бог будет тебя бить, стена подкрашенная!» Потому что здесь не была вспышка гнева, понятная для нашей немощи, а была злоба, распаленная, сатанинская и несправедливая. К апостолу Петру приходит человек по имени Ананий и его жена Сапфира, которые хотели апостола обмануть — продали имение, принесли часть денег, а сказали, что принесли все. И после грозных обличающих слов апостола Петра и муж и жена падают мертвыми. Апостол Петр не был ли полон любви?!

Апостол Павел проповедует на острове, где мудрый, рассудительный проконсул, начальник острова, захотел услышать слово апостольское, а волхв Елима (кудесник, волхв, волшебник) всеми силами старался противиться апостольской проповеди. Грозно посмотрел на него апостол и говорит: «Исполненный всякой злобы долго ли ты будешь совращать людей с прямых путей Господних? Вот Рука Господня на тебя: ты ослепнешь!» И тот моментально ослеп.

И другие случаи были, как угодники Божии совсем не покрывали своей любовью человеческую злобу и нечестие, а наоборот, реагировали на нее очень остро. На Вселенских Соборах, когда речь шла о еретиках, отцы собора гладили их по головке? Говорили, что мы с вами в любви едины? Нет! Они их обличали и от Церкви отлучали, анафеме предавали!

Почему так часто нам, Русской Зарубежной Церкви, теперь говорят: вы любви не имеете — с теми не хотите иметь общения, с теми не хотите, с теми, — говорите — нельзя, — у вас любви нет! Когда-то, еще ветхозаветный мудрец Аристотель, великий философ, со своей философией выступил против своего духовного отца, учителя философии, также великого философа мудреца Платона. И вот Аристотель, его ученик, но такой же колосс, как и он, колосс ума, стал ему возражать. Ему даже стали на это говорить: «Что ж ты идешь против своего учителя, против Платона, ты ж его ученик?» — «Платон мне дорог, но истина дороже».

Вот для христиан эта истина и дороже. Во имя истины против лжи поднял свой голос апостол Петр и другие; во имя истины против ересей, против еретической лжи поднимали свой голос святые отцы Вселенских Соборов, ради любви к истине, они тех, которые этой истине противятся, анафематствовали, отсекали от Церкви. А теперь нам говорят, что всех надо по головке гладить и говорить: «Вы все хороши!» А как раз любовь и указывает на то, что заблудившегося не нужно по голове гладить и говорить, что ты хороший, а нужно ему указать на его ошибку.

Теперь, как раз любовь видят там, где можно сказать по существу, словами поэта, что люди стали к добру и злу «постыдно равнодушны». Тот, кто действительно любит истину, тот врагов истины будет обличать, а соглашаться с ними не будет. Если он видит человека заблудившегося, он по любви христианской постарается вразумить, но никак не будет брать его под руку, и говорить: мы с тобою едины! А теперь эти соблазны постоянно пред нами. В экуменизме, который разливается волной по всему земному шару! И во всяких других еретических неправомыслиях.

Будем же это помнить, возлюбленные, и апостол любви Иоанн Богослов, и Святитель Николай Чудотворец — все они зовут нас к любви. Они сами сияли любовью и нас к ней призывают. Но помните, что любовь к истине должна стоять на первом месте. Если человек заблудился — укажи, а если он злостно противится, то его обличи без всякой боязни, как это делали апостолы и святые отцы. И тогда только, действительно, защищается истина, как должно, как поборнику истины это надо делать. Тогда только ты будешь, действительно, сыном истины, сыном христианской любви и могут тогда по этой любви узнать о тебе, что ты — действительно ученик Христов. Аминь.

vn001

Православная Церковь празднует память великого Святителя и Чудотворца Николая. Вчера за службой вспоминали мы о некоторых чудесах этого великого Святителя, которые когда-то были явлены на Дальнем Востоке, в Китае, в Манчжурии. А сейчас вспомним некоторые его чудеса, которые были уже у нас на Родине, в России, несколько раньше, до этой нашей несчастной революции.

Был такой случай. В городе Киеве, в одном из больших храмов, посвященных Святителю и Чудотворцу Николаю, был престольный праздник. Весенний праздник. Неподалеку от Киева, на берегу Днепра жила небольшая благочестивая семья: муж, жена и маленький ребенок. Они очень особо чтили Святителя Николая. Каждый раз, когда в Киеве был его праздник, они, как жившие на берегу, садились в лодку и по реке Днепр плыли в Киев и там справляли этот праздник в честь Святителя. Однажды они сели в лодку и поплыли. Плывут по самой середине широкой реки, потому что там течение сильнее, и они скорее приплывут. Каким-то образом, задремали они что ли, но во всяком случае, младенца уронили в реку, и он утонул. У них не было и представления, как искать младенца, который утонул на середине широкой глубокой реки?! Не трудно представить себе, какая скорбь и ужас овладели родителями. Они стали роптать на Святителя Николая: «Мы тебя так чтим, мы к тебе торопимся на праздник, а ты попустил, чтобы у нас случился такой ужас!» Но, ничего не сделаешь: поплыли дальше, приплыли в город, пришли в тот храм, где был престольный праздник. Но не столько молились, сколько проплакали всю всенощную о своей тяжкой печали и горе.

Служба кончилась, все разошлись. Утром рано сторож входит в церковь для того, чтобы зажигать лампады и свечи. Вошел и слышит в церкви детский плач. Он остановился, прислушался — где-то плачет ребенок. «Кто-то из богомольцев, — думает он, — ухитрился забыть свое дитя». Но он все-таки пошел к настоятелю, и они вдвоем пошли в храм. Действительно, ребенок плачет, прислушались: это наверху, где хоры, где певчие стоят, оттуда несется детский плач. Они пошли на хоры и там видят: на хорах, на стене большой образ Святителя и Чудотворца Николая, а перед этим образом на полу лежит совершенно мокрый младенец и плачет. Настоятель не знал о том, что произошло. Но когда богомольцы собрались, настоятель объявил о таком неожиданном случае. Родители бросились туда и узнали там свое дитя, оно было насквозь мокро, но живо и невредимо.

Это поразительное, потрясающее чудо облетело весь Киев и после этого, этот чудотворный образ киевляне назвали «Никола мокрый». Перед ним, после этого, было еще много чудес. Это один случай, а вот и еще один. Большое село, где храм в честь Святителя Николая. Весенний праздник Святителю Николаю, престольный праздник храма. Село было благочестивое и поэтому, когда престольный праздник, все жители села стремились в Божий храм, чтобы там прославить великого Святителя. На окраине села стоит хата, там живет крестьянин с женой и двумя детьми. Утром благовест — в церковь уже звонят, а жена его, хозяйка, занялась приготовлением по хозяйству. Хозяин, так как уже звонят, взял детей и пошел в храм, а уходя ей сказал: «Смотри, жена, чтобы тебе из-за пирогов не прозевать Божью службу». И ушел. Она быстро постаралась окончить свое дело и побежала тоже в церковь, а второпях забыла закрыть дверь. И так хата осталась настежь открытой. Служба в церкви кончилась. Хозяин со своими соседями спокойно идет к своей хате, а жена и дети пошли вперед. Но испуганно остановились, не входя в хату — видят дверь открыта (жена только тогда спохватилась, что она, кажется, забыла дверь закрыть) и слышат, что там кто-то что-то говорит, какой-то голос. Жена испугалась, побежала назад к мужу. Несколько человек пошли туда и видят, что среди хаты лежит мешок, в который навалено имущество хозяев и какой-то человек тычется руками от одной стенки к другой и не может найти дверь, слепой. Его, конечно, схватили, и он признался в том, что он пришел как раз с недоброй целью — обворовать. Проходил мимо, увидал, что дверь открыта, думает: «Наверняка, ушли в церковь, я могу тут поживиться». Тут же нашел мешок, набрал в него много добра и хотел уходить с мешком. Вдруг входит какой-то старец и ему грозно говорит: «Добрые люди пошли ко мне на праздник, а ты тут такими делами занимаешься», и ударил его по лицу, и тот ослеп. Тогда хозяин встал и говорит этому несчастному вору: «Тебя может от слепоты исцелить только тот, кто тебя ослепил. Пойдемте молиться к Святителю Николаю, может он тебя простит и исцелит». Пошли, рассказали священнику. Священник стал служить молебен Святителю и Чудотворцу Николаю и посреди молебна вдруг этот слепой вор прозрел. Пред ним образ Святителя Николая. Он воскликнул на всю церковь: «Вот, вот, этот самый старец меня ослепил там, в той хате». Вот, вам другое чудо Святителя!

Чудес Святителя Николая не перечислить! Он являлся, в большинстве случаев, конечно, как именно милующий и спасающий. А иногда являлся грозным карателем, когда видел, что нужны какие-то строгие меры. Не помню сейчас точно, мне рассказывали, что в Харбине, где был образ Святителя на вокзале, о котором я вчера рассказывал, что там еще такой страшный случай произошел. Так мне рассказывали, уже когда там были коммунисты, советские. На вокзале, по-прежнему, много народу, и образ Святителя Николая, и перед ним свечки. Идут солдаты: красноармейская стража. Народу много, молятся, ставят свечи. Один солдат-красноармеец другим говорит: «А вот я сейчас возьму и закурю папироску от лампады, которая перед иконой». Другие солдаты стали ругать, останавливать: «Не делай этого! На что тебе нужно?!» Он им ответил: «Если Бог есть, Он может, пусть Он меня накажет!» Поднялся по ступенькам к иконе, и от лампады закурил папироску, поворачивается, с улыбающейся физиономией к своим приятелям. Он был весь обвешан гранатами, и без всякой видимой причины, эти гранаты, внезапно, взорвались все — разнесли его буквально на мелкие кусочки, от него ничего не осталось, а никто другой, несмотря на силу взрыва, не пострадал. Только он погиб.

Всякий раз, когда мы с вами вспоминаем Святителя Николая Чудотворца, нужно помнить, что Господь этому великому Угоднику Божьему даровал особую благодать, главным образом, на помощь страдающим людям. Поэтому, когда трудно тебе, когда на душе тяжело, без сомнения обращайся к великому Святителю, который услышит твой призыв, и своей благодатной силой поможет и избавит тебя. Аминь.

vn001

Православная Вселенская Церковь празднует сегодня память Святителя и Чудотворца Николая, св. Божия угодника, служба которому отличается особой торжественностью и относится к числу великих праздников.

Мне хочется напомнить вам о том, о чем уже пришлось как-то говорить, — то, что касается истории Церкви и православного богословия, сокровищницы святоотеческих творений и церковной литературы — Святитель Николай, собственно, почти ничего после себя не оставил. Великие Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и некоторые другие подобные колоссы богословской мысли оставили каждый после себя громадное духовное наследство. Церковь их особо прославляет, как учителей вселенских и архипастырей, которые своим духовным воздействием и авторитетом переступили границы своих епархий и стали, действительно, архипастырями всей вселенной.

И, однако же, даже им служба, будучи праздничной и торжественной, все же не носит такого торжественно-умилительного характера, как служба Святителю Николаю, потому что он был тот, кого русский народ любил называть «Никола Милостивый» за его величайшую христианскую любовь и милосердие. Эту прекрасную добродетель Святитель Николай в своей жизни и в своих чудесах воплотил, кажется, так, как никто из других святых. Недаром у русского народа и поговорка была: «Трудно тебе — скажи Николе Милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому».

Так чтил народ Святителя и Чудотворца Николая потому, что добродетель любви и милосердия всегда была доступна сердцам человеческим; поэтому и Церковь славит с особой торжественностью Святителя Николая, который так светоносно воплотил в своей жизни эту добродетель.

Но только помните, что Никола Милостивый, так любивший Господа и своих ближних, был в то же самое время и носителем того духа христианской любви, которая иногда, там где она видит упорное зло и сознательный поход против истины, превращается в негодующую и пламенную ревность.

Многие из вас, конечно, знают о том предании, которое Церковь сохранила и которое отобразилось на многих иконах Святителя Николая. Святитель был на 1-ом Вселенском Соборе, который собрался против еретика Ария, отрицавшего Божество Сына Божия. Упорно защищая свое заблуждение, озлобленный еретик перешел, в конце концов, в прямую хулу на Сына Божия. Услышав это, не выдержал Святитель Николай, для которого Сын Божий — Спаситель рода человеческого — был дороже всего на свете и «заушил его», ударил его по лицу.

Смутились отцы Собора и не знали, как им поступить. С одной стороны, существует церковное правило, по которому епископ пресвитер или диакон, если он бьет верного или неверного, должен быть лишен своего сана. Это строгое правило тогда исполнялось точно. А с другой стороны, авторитет Святителя Николая был чрезвычайно высок. Он так сиял своим житием и добродетелями, что все отцы собора его почитали — и растерялись, не зная, что им делать.

Однако же, они отняли от Святителя знаки его архиерейского достоинства и заключили его в уединение для того, чтобы в конце собора иметь особую речь о том, как с ним поступить. Но их недоумение быстро разрешилось, ибо одному из великих иерархов, бывших на этом соборе, было следующее откровение: он видел, что Господь Иисус Христос Сам, Своею рукою, подает Святителю Николаю Евангелие, а Богоматерь подает омофор — знак его архиерейского достоинства.

Он тотчас же об этом рассказал другим членам Собора и Святителя с честью вывели из его заточения, вернувши ему знаки его сана, т. к. Господь Сам ясно показал, что гнев Святителя не был нашей обычной человеческой злостью или злобой, а что это был праведный гнев на хулу против Бога. Вот — каков был Святитель Николай!

А как часто нам не достает такой ревности, там, где действительно нужно вступиться за оскорбляемую и попираемую истину!

Я хочу вам рассказать об одном случае, который произошел совсем недавно и который трудно было бы себе даже и представить несколько лет тому назад — а сейчас мы все катимся ниже и ниже. Один человек, приехавший из Парижа, рассказывает, что там был случай следующий, имевший место на так наз. «экуменической встрече» (вы, конечно, знаете, что такое экуменизм; это есть ересь всех ересей. Он хочет совершенно зачеркнуть понятие о Церкви Православной, как о хранительнице истины, и создать какую-то новую, странную Церковь). Итак — происходила «экуменическая встреча».

Был там так наз. православный протоиерей из Парижского Богословского (собственно, еретического) Института, был еврейский раввин, были пастор и католический священник. Там они сначала как-то помолились, а потом стали выступать с речами. И вот (простите, что я со святого амвона говорю такие вещи, но я хочу вам показать, до чего мы теперь дошли) еврейский раввин сказал, что Господь Иисус Христос был незаконнорожденный сын особы легкого поведения — он, собственно, еще хуже и грубее сказал, — я не могу с амвона и повторить как назвал Честнейшую Херувимов и Славнейшую Серафимов этот противник истины и безумный хулитель.

Но главный ужас не в этом. Еврейский народ давно противится Богу; мы знаем, что никто так не хулит Спасителя и Его Пречистую Матерь, как евреи, — так что тут нечему дивиться; но ужас в том, что когда он это сказал — все промолчали. «Православного протоиерея спросил потом человек, слышавший эту страшную хулу: «Как вы могли промолчать»? Тот ответил: «Я не хотел обижать этого еврея». Еврея обижать нельзя, а оскорблять Пречистую Деву Марию — можно! Вот до чего мы докатились! Как часто нам всем теперь не хватает ревности встать, когда нужно, на защиту своих святынь!

Православный священнослужитель должен быть с ревностью восстать против хулы, подобно тому, как Святитель Николай заградил уста еретику. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил: «Если ты боишься выступить против еретика, то скажи мне — я пойду и загражду ему уста». Но, к сожалению, мы стали теперь, как говорится, «к добру и злу постыдно равнодушны».

Вот на этом-то равнодушии, на каком-то самооберегании и находит себе почву ересь экуменизма, а также и апостасия — то отступление, которое становится все более и более явным. А Святитель Чудотворец Николай показал нам, как нужно ревновать нам о славе Божией там, где поносится святыня и где поносится Имя Божие.

Будем же, братие, помнить, что христианская любовь всех обнимает собою, о всех милосердствует, всем хочет спастись и все созданное Богом милует, жалеет и любит; но там, где она видит сознательный поход против истины, она обращается в огненную ревность, которая не выносит никакой подобной хулы. Этот пример Святителя Николая нам ясно показывает, в каких случаях ревность христианская не может себя не проявить — и так должно быть всегда, потому что о Боге должен ревновать всегда каждый православный христианин. Аминь.

vn001

При прославлении целых сонмов святых, вначале, обычно, прославляются великие святители, и мы с вами привыкли к тому, что во главе этого сонма святительского всегда стоят три великих Вселенских Святителей и Учителей — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Оно понятно, потому что каждый из этих великих иерархов вложил в сокровищницу богословия и подвига церковного свои драгоценные дары. Церковь поэтому их особо славит и установила праздник им троим вместе, а по отдельности совершает торжественные службы в день памяти каждого из них. На особом положении тут стоит прославление того великого святителя, которого ныне мы с вами прославляем — Святителя и Чудотворца Николая.

Он не оставил после себя такого богатого духовного наследства, как эти три великих человека, а в то же самое время, мы с вами знаем, как торжественно Церковь его прославляет. Праздники Святителя Николая по торжественности напоминают даже двунадесятые праздники. Почему? Потому что он воплотил в своей жизни ту добродетель, которая доступна, понятна и близка всякому человеку и всякому сердцу, даже отказавшемуся от всего остального святого. Это — любовь и милосердие.

Недаром русский человек называл Святителя Николая «Никола милостивый». Его чудеса — бесчисленны, как звезды на небе. Но мне хочется напомнить вам об одном трогательном чуде его милости. Оно не в древности когда-то было, а совсем в наши дни, в городе Харбине, где мне пришлось жить более сорока лет. Город Харбин, харбинский вокзал. На вокзале особым почитанием от всех проезжающих пользовался большой образ Святителя Николая Чудотворца, перед которым постоянно горели сотни свечей. Их ставили уезжающие и провожающие и постоянно там возносились моления великому Святителю о том, чтобы он своим покровом покрыл всех путешествующих. Всегда там было много народа в этом месте, потому что движение железнодорожное там было очень оживленное. Однажды те, кто был там видят (они сами рассказывали, это их личный рассказ; это было ранней весной, когда на реке Сунгари, на которой стоит Харбин, был весенний ледоход), что внезапно вбежал какой-то китаец, совершенно мокрый с ног до головы. Подбежал к образу, рухнул перед ним на колени, протягивает к нему руки и что-то по китайски говорит. Оказалось, как сказали те, кто знали китайский язык, что он благодарил Святителя за спасение от гибели. А произошло вот что: он (китаец) почему-то страшно торопился перейти с одного берега на другой. А река широкая, по ней шел лед. Он решил рискнуть: побежал по льду, перескакивая с одной льдины на другую. Он поскользнулся, оборвался и оказался подо льдом. И уже захлебываясь, погибая, он вспомнил об этом чудотворном образе, который почитали не только русские православные, а и его соотечественники-язычники. И вот он, утопая, отчаянно завопил: «Старик с вокзала, помоги!» И потерял со знание, совсем погружаясь в воду — уже гибнет… И неожидано оказался на берегу реки мокрый, но живой и невредимый! Вот он бросился бегом, а вокзал был далеко, вбежал туда и перед образом благодарил великого Святителя за это совершенно явное и потрясающее чудо его милости и любви.

Имейте ввиду, Святителя Николая весь Дальний Восток, вся китайская страна, очень почитает. Когда-то один русский охотник забрел далеко, далеко в тайгу или в степь и там попал на китайский хутор, где искал отдыха. Приветливые хозяева его прйняли, он увидел у них над дверью старенький образок Святителя Николая и думает: «Что эти язычники могут с ним сделать, зачем он им нужен?» И хотел у них взять. Хозяин обиделся, говорит: «Как ты хочешь взять у нас этого Старика, он такой добрый, он так хорошо помогает. Мы ни за что не отдадим!»

Вот так великого Святителя прославляет почти весь человеческий род, а не только Православная Церковь. Поэтому всякий раз, когда человек чувствует себя в трудном положении: нужда ли какая-либо, он обращается к Святителю Николаю. Среди сотен призывов, которые несутся к великому Святителю туда, в горний мир, Святитель слышит каждый призыв и исполняет, если только просивший просил с твердой крепкой верой. Потому так и любит русский народ Святителя Николая и постоянно молится «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» Аминь.

Источник

Просмотров (137)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *