Струсил ли Пётр?

Однажды мне довелось услышать такое высказывание: «Апостол Пётр струсил, и потому отрёкся от Христа трижды». Такая трактовка отличается от моего понимания событий, происшедших в ночь на Страстную Пятницу.

   Удивил меня и наш уважаемый богослов, дьякон Андрей Кураев. В своём учебнике по Основам православной культуры он так описал происшедшее с апостолом Петром: «Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа». (2)

   По-моему, это сильное упрощение, если не сказать, искажение важного эпизода, сопутствовавшего Страстям Спасителя. Судите сами:

– Пётр был единственный из учеников, кто хоть как-то пытался противодействовать аресту Иисуса. Вот, что рассказывает свидетель происшедшего, апостол Иоанн: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18,9) Примерно о том же рассказывают и три другие евангелиста: Матфей, Марк и Лука.

   Когда же арест совершился, и все ученики «рассеялись как овцы», Пётр один последовал за учителем к месту допроса – во двор первосвященника. Правда, апостол Иоанн уточняет, что во двор к первосвященнику ввёл Петра он, поскольку был знаком с первосвященником. Но, в целом, оценивая поведение Петра в эту ночь, можно с полным основанием назвать его мужественным человеком. Испугавшийся человек не побежит прятаться в стан своих врагов! Испытывал ли он страх? – Несомненно! Но назвать его испугавшимся, струсившим – язык не поворачивается. Думаю, что и когда клялся он, что «не знает этого человека» двигал им не только страх, но и надежда, что он ещё как-то сможет помочь своему учителю, может быть, спасёт его. Предположение это очень хорошо вписывается, по-человечески, в картину происходивших событий.

   Пытаюсь ли я оправдать Петра? – Нет, ни в коем случае! Отречение произошло, но сутью его была не трусость, а отступничество. Пётр потерял ощущение миссии своего Учителя, можно сказать, что в этот момент он потерял веру – он думал о Спасителе, как о человеке, попавшем в беду. Это не было признаком малодушия, просто Пётр сбился с пути, потеряв ориентир, как человек, подвергшийся нападению разбойников, бежит сломя голову в лес.

   Ключом к пониманию происшедшего с Петром может служить один эпизод, происшедший с ним ранее. Этот эпизод последовал сразу после наивысшей оценки Спасителем его веры, после того, как Пётр исповедал Его Сыном Божьим. Иисус сказал ему:

«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…».(Мф. 16, 15-19).

   Когда же, после этого Иисус стал говорить, что ему предстоит много пострадать от старейшин и фарисеев и быть убиту, Пётр стал ему прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16, 22). На что получил ответ:

«Отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).

   Этот эпизод показывает, что хотя вера Петра была истинна и тверда, но он ещё не проникся полностью идеей служения Господу, он ещё мыслил слишком по-человечески, а не по-апостольски. Примерно то же произошло и после ареста Спасителя. Петру ещё нужно было пережить горький опыт отречения, страшные дни богооставленности и радость Воскресения Христова, чтобы стать истинным Первоапостолом Церкви, камнем веры, на которой будет зиждиться церковь земная…

Источники:

  1. Библия.

Основы православной культуры. Урок 10. http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/#_Toc255776528

Аркадий Костерин

Просмотров (82)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *