Какое смирение нам нужно?

Недавно прочитал в «Отечнике» святителя Игнатия Брянчанинова, что есть смирение Христово и есть смирение бесовское. Последнее – это смирение перед мнениями и грехами века сего. В один ряд с этим «смирением» становятся показная воспитанность и приятность в обращении, т.е. человекоугодничество. Именно такое смирение получило сейчас в обществе статус добродетели и именуется «толерантность». По отношению к вере и к Церкви – это далеко не безобидная вещь.
Людям церковным говорят: «Проповедуйте у себя в храмах, не лезьте в нашу мирскую жизнь, оставьте нас в покое! – Каждый волен верить, во что хочет, и мы не обязаны выслушивать ваши поучения! Нечего вам делать на телевидении, в общественных организациях, в культуре и образовании! Христос учил вас быть смиренными, а вы всё куда-то лезете!» – Таким образом, Церковь и верующих хотят загнать в резервации, выставить их какими-то маргиналами, отсталыми мракобесамии и противниками прогресса.
Оказалось, что святитель Игнатий полтора века назад предвосхитил очень опасный современный вызов нашей Церкви. Об этом вызове пока что, мало говорят. Но, недавно я посмотрел передачу телеканала Спас, которая называлась «Секулярная реформация»*. В передаче православный философ и публицист А.В. Щипков расшифровывает эту опасность так: «Это попытка заставить Церковь следовать идеологии секулярного общества». (Секулярного – значит, мирского, безбожного). В этой заметочке я постараюсь изложить мысли, которые возникли у меня после этой передачи.

Итак, надо заметить, что секулярная идеология существовала всегда – потому, что всегда существовал секуляризм, т.е. внецерковность. Внецерковных людей всегда было большинство, но в прежние времена (приблизительно до 17го века), они формально исповедали ту, или иную религию и придерживались церковной идеологии. Так было принято. Другие идеологии, конечно, тоже существовали, но они не были массовыми. Однако на волне первой научно-технической революции секуляризм сформировался в общественную силу и стал быстро набирать себе сторонников.
Философской основой секуляризма стал материализм. Материалистическая философия пересмотрела систему человеческих ценностей и поставила во главу мировоззрения человека, а точнее – человеческое произволение и свободу. Свобода воли стала трактоваться как главная ценность человеческого существования, более фундаментальная, чем вера в Бога. Авторитетную силу материалистическому мировоззрению придавала лавина научных и географических открытий, которые стали самым значимым явлением т.н. эпохи Возрождения**. Церковь же переживала тогда кризис и раскол.
С тех пор секулярная активность набирала обороты, и вскоре секуляризм стал господствующей идеологией в мире. Секулярная идеология называет себя универсальной, и в силу этого она претендует на место духовной основы современного человечества. Но, эти претензии, конечно, не оправданы. – В чём состоит назначение любой идеологии? – Поддерживать и охранять стабильность и развитие определённой группы людей, имеющих общие интересы и цели. Так и секулярная идеология продвигает интересы торгово-промышленного класса.
Хотя секуляризм, в обличии «демократических ценностей» и глобализма, внедрился в сознание большинства людей, но подменить собой духовность он никак не может. Идеология – это всегда усечённая духовность, адаптированная к потребностям определённой группы, имеющая служебную функцию. То есть, идеология – это инструмент или орудие борьбы, а не основа общества. Так и в современном мире секуляризм стал проводником потребительского мировоззрения, инструментом глобальной корыстной манипуляции сознанием.

Что ещё можно сказать о сущности секулярной идеологии? Сами о себе идеологи секуляризма говорят: «Мы гуманисты!» Но гуманизм их довольно приземлённый. Их любовь к человеку сугубо материалистическая. Да, они провозглашают ценность человеческой жизни, понимая её чисто биологически, считая, что смысл жизни состоит исключительно в радостях и удовольствиях плотского существования. Секуляристы не противопоставляют свою идеологию духовным ценностям и переживаниям, они просто выводят духовные категории за рамки объективной реальности.
Они говорят: «Вы верите в Бога – пожалуйста, но это никого кроме вас не касается! Вера – это ваше сугубо личное, интимное переживание!» В сегодняшнем секулярном обществе разговоры о Боге, о душе, о вере считаются неприличными. Эти темы стали запретными в среде современных обывателей, они вытесняются из сферы культуры и образования. Мы все были свидетелями того, какое ожесточённое сопротивление вызвали попытки ввести преподавание начатков религии в школе. А верующие учёные, писатели, деятели культуры зачастую становятся «нерукопожатными», подвергаются осмеянию в своей среде.
То есть, «основополагающие ценности» – терпимость, толерантность и свобода воли оказываются лишь лицемерным прикрытием для тотального диктата либерального секуляризма. Претензия на универсальность является источником агрессии по отношению к другим мировоззрениям, и в целом, к духовности. Секуляризм – это агрессивная идеология глобализма. Отход от традиционных духовных ценностей, которые обеспечивали выживание человечества на протяжении тысячелетий, неизбежно обернётся всеобщей катастрофой. – Это перспектива ближайшего будущего.
Мы наблюдаем, что духовность в современном мире обрезана и искажена, видим, как она загоняется в резервацию субъективности. Фактически, секулярная идеология отрицает духовное единство и цельность мира. Фундаментальные духовные ценности – Бог, Вера, Любовь перестают играть свою роль основ бытия. Вследствие этого духовная жизнь человечества становится фрагментарной, она рассыпается на изолированные анклавы, имеющие по установке секуляристов относительную ценность. Люди теряют способность к общению и взаимной поддержке. Рушатся духовные связи между людьми, гибнет основополагающий для общества институт семьи. Общество теряет жизнеспособность.

Возможно, либеральные критики тут возразят мне: «Как может вера в Бога быть духовной основой человеческого существования, если религиозные противоречия разделяют людей? – Религии враждуют между собой, конфессии не могут найти общего языка – каждая из них провозглашает себя исключительной носительницей Истины. – Сколько войн было из-за этого, сколько крови пролито! – Сказанное верно, но это не отменяет фундаментальной роли Веры, Церкви, Семьи и других традиционных институтов общества!
– Дело в том, что в духовной жизни, против объединяющей людей Воли Божьей, действуют противоборствующие силы Зла, стремящиеся разъединить людей. И в современном мире секуляризм оказывается на стороне этих злых сил. И тут мы опять возвращаемся к прозорливому предупреждению святителя Игнатия о «бесовском смирении». Прав был великий Подвижник нашей Церкви!
Надеюсь, что это очевидно сейчас и нашим читателям…

* http://spastv.ru/shows/shhipkov/shhipkov-55-sekuljarnaja-reformacija/

**Возрождалось в ту эпоху язычество – античное мировосприятие и философия.

Аркадий Костерин

Просмотров (33)

Какое смирение нам нужно?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *