Общая духовная основа народов России, Украины и Белоруссии.

Счастьем для русского человека всегда было то, что он мыслил и воспринимал жизнь идеалистически. — Я называю это счастьем потому, что именно благодаря такому восприятию русские люди сохраняли всегда живую душу. Да, и в наш суетный век ещё сохранили! – В душе русского всегда было больше места для понятий и мыслей «не от мира сего», чем в душе западного человека. Главной особенностью жизни русских людей всегда был окружавший их бескрайний простор. – Это не то, что в Европе, где в тесных городах и в маленьких странах, людям приходилось больше приспосабливаться и скрывать свои чувства. И этот простор очень сильно отразился в русском характере. Это характер открытый, независимый и свободный.

Русская природа сурова, но богата. И это тоже отложилось в русском характере. – Русские не так практичны, как европейцы, более искренни, хотя и грубоваты. Они упорны в достижении цели и верны в своих привязанностях. То есть, для объяснения идеалистической стороны русской натуры есть природные причины, но можно её рассматривать и как дар Божий. Важно то, что русский характер вырос на христианской почве, вобрал в себя идеализм и одухотворённость христианства. Сочетание русской мечтательности, природных и исторических условий с христианством породило русскую народную мессианскую идею. Если коротко сформулировать её смысл, то это христианская идея всемирного братства и жертвенного спасения всего человечества. Полагаю, что эта сторона русской души является промыслительной, и определяет роль России в мире.

На мысль о Божьем Промысле наводит меня история Крещения Руси. – Очень важно, что Киевская Русь восприняла Христианство на славянском языке. Её населяло тогда множество разных племён, и, не только славянских. Ведь Русь занимала пространство от Чёрного до Балтийского морей и включала в себя, кроме территорий славянских племён, также и земли угро-финов, балтов, чувашей, мордвы. Но, все эти народы более или менее, понимали славянский язык. И вот, объединяющей идеей всех этих народов стала святая, благородная христианская идея! Какое счастье, что святые подвижники Кирилл и Мефодий успели уже к этому времени перевести Библию на славянский язык! Христианство – это книжная религия, и для того чтобы воспринять его дух, совершенно необходимо читать священные тексты. Иначе, это будет не вера, а просто обрядоверие. Что, и происходило, зачастую, в Западной Церкви, в которой Библия читалась первоначально только на латинском языке.

Хотя Крещение Руси проводилось греческими епископами, но учили они народ Слову Божьему на славянском языке. Поэтому великая и спасительная христианская идея глубоко проникала в душу народную и прочно в ней укоренялась. Ведь недаром, первыми русскими святыми стали страстотерпцы Борис и Глеб, прямо подражавшие Христу, отдавшие жизнь свою потому, что не хотели вступать в братоубийственную борьбу со своим старшим братом Святополком Окаянным. Христианская жертвенность стала сильной и характерной особенностью русского православия. А в целом, Русь после Крещения переживала «золотой век» – духовное просвещение и повсеместное обучение грамоте, которое совершалось множеством греческих и русских подвижников в монастырях и церковных школах. На Руси домонгольского периода была почти сплошная грамотность, что, например, подтверждается множеством берестяных грамот, находимых в Новгороде и Пскове.

Крещение сыграло решающую роль для возникновения и объединения русской нации, а православие стало важнейшим признаком русской идентичности. Почти 1000 лет наши предки считали: «православный, значит, русский». Поэтому и расширение Руси, Русского Царства, а затем, Русской Империи, происходило относительно мирно и быстро. Народы, в основном, языческие, входившие в состав России, органично и, как правило, охотно принимали христианскую веру и быстро смешивались с другими народами развивающегося русского суперэтноса. Это развитие и создало феномен Великой России – огромной и мощной континентальной державы. Все знают, что история наша не была безоблачной и гладкой. Были нашествия и войны – монгольское иго, отражение крестовых походов, войны с Польшей и Швецией. Но вера православная являлась всегда таинственным источником живучести России и необъяснимого сопротивления её врагам, преклонившим все другие народы.

Научно подтверждаемым фактом является то, что великорусский, украинский и белорусский народы составили вместе основу русского суперэтноса. (Об этом говорил выдающийся историк и этнограф Лев Гумилёв.) Эти народы объединяет общее происхождение, почти одинаковая ментальность, близкая культура, общая история и география и многое другое. Но, главное, что соединяет наши народы — это общее Крещение, принятое от равноапостольного князя Владимира и одинаковое восприятие христианства. Следствием этой духовной и исторической общности является и общая мессианская идея. Эта идея очень важна для народного сознания, мало того она, на мой взгляд, играет значительную роль в критические моменты истории в сочетании со стойкостью и коллективизмом народного характера. Впервые, эта идея была сформулирована на общенациональном уровне в концепции Москвы, как Третьего Рима в 16 веке.

Как известно, народ-Мессия должен принести спасение другим народам от власти дьявола. Мессианская христианская идея не может быть сугубо национальной, потому что, как мы знаем из Евангелия, новым избранным народом являются все христиане – люди разных национальностей. Но по Промыслу Божьему, эта идея объединила в нашей общей истории три братских народа, три родственных этноса для великой и спасительной миссии в мире. – Верю, что они призваны своим примером и своими усилиями спасти человечество от надвигающейся тьмы царства Антихриста. И всё это потому, что их общая народная идея вырастает из главных Заповедей Любви, которые дал нам Господь и из указанной Им высшей ценности человеческого бытия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин.15:13. Общая духовная цель определяет и общую направленность в истории наших народов.

Эта общая христианская идея соединила историю наших братских народов для того, чтобы впоследствии стать идеей всемирного братства, а по сути — путём спасения всего мира. То есть, три братских народа должны сыграть очень важную роль в спасении погибающего человечества! – Это не значит, что три народа – русские, белорусы и украинцы должны обязательно проживать в одном государстве. — Нет, государства могут быть разные, но они должны быть дружными и взаимодополняющими. Насаждение враждебности в одном из братских народов по отношению к другим является борьбой против общей Миссии, вверенной им от Бога, т.е. делом Антихриста. И более того! Попытка разъединить наши народы является противлением Божьему Промыслу, преступлением против Духа Святого! Это всё равно, что пытаться разделять Святую Троицу!

Уповаю, что истинно христианская одухотворённость великорусского, украинского и белорусского народов сохранится и далее в общей истории, что она не исчезнет под напором насаждаемой Западом вражды, не угаснет в массе соблазнов и приманок безбожной торгашеской цивилизации. Тогда есть надежда, что Святая Русь вновь явится орудием Божьего Промысла и спасения мира! А всё остальное приложится…

                                                           А. Костерин.

Просмотров (119)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *