Откуда покаяние

С началом Великого Поста главной темой проповедей и передач церковных каналов стало покаяние. И это хорошо – когда же и каяться, как не в Великий Пост! – Сейчас наилучшее время для этого. Это время, когда люди стали избирательно относиться к своим занятиям, уделяют молитве больше времени. Наконец-то мы перестали переедать, меньше стали суетиться, стали собранней и строже к себе. Не побоюсь сказать, что с началом Поста мы вступили в другую, и хочется верить, – в благую реальность. – Не все, но многие из нас, те, которых мы называем воцерковлёнными людьми.

Однако мне приходилось слышать от нецерковных людей, что, внимая многочисленным проповедям и разговорам о покаянии, они приходят в уныние и в какое-то ущербное состояние. Им непонятно, как могут образованные и благообразные, с виду, люди называть себя «рабом», «червём», «мразью», «ничтожеством», да ещё и других призывать к этому! Что тут хорошего? Им кажется, что это или лицемерие, или какое-то психическое извращение. – И мне понятно это их впечатление, потому что, не имея правильных критериев для оценки себя и своих поступков, они и не могут это адекватно воспринять – так, как это проповедуется в церкви.

Им невдомёк, что это самоуничижение верующих христиан вполне искренне, потому что основано оно на высочайшей оценке человеческого предназначения, беспредельных возможностей Человека и его важнейшей роли в Мироздании. Такова духовная планка Христианства. Такое понимание цели существования – это духовный Дар, который принёс людям воплотившийся в человека Бог Слово. Очень хорошо выразил этот предельный христианский антропоморфизм  Гавриила Романович Державин в своей поэтической и философской оде «Бог»:

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!

В том-то всё и дело! – Христианство утверждает ключевую роль человека в Мироздании! – Именно из этого исходит оценка современного состояния человека, как недолжного, как падшего. А после такого осознания неизбежно следует скорбь о своих грехах, раскаяние, искренние слёзы. – Это естественные проявления веры, без которых невозможно исправление себя и мира, в котором мы живём. И мы верим, что покаяние наше будет принято, верим в Милосердие и Всемогущество Божье, в то, что Господь способен простить и изменить Своих кающихся детей! – Эта вера является вторым, необходимым основанием христианского покаяния, она озаряет его надеждой и радостью!

А. Костерин

Просмотров (35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *