Единство супругов

Попытаюсь сформулировать моё понимание очень важного положения Священного Писания о единстве супругов. О том, что оно важно, можно судить по тому факту, что о нём говорил Сам Спаситель: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Евангелие от Матфея (19:3-12)
А вот оценка современных богословов: «Учение о браке в Новом Завете отличается от ветхозаветного именно тем, что основной смысл брака видится в любви и вечном единстве супругов». (Портал «Слово» https://www.portal-slovo.ru/theology/44608.php)
В моём понимании, слова Господа «будут два одной плотью» имеют очень глубокий смысл. – Помимо того, что они отражают физический аспект любви, они означают, по-моему, единство бытия, выбор общей физической и душевной реальности, слитность жизни. Общая реальность формируется на основе психической общности, единства сознания. И, безусловно, вершиной этого единства является духовная общность. Ну а идеалом духовного единства для христиан служит, как известно, Святая Троица.
Поэтому дерзну утверждать, что совершенное единство супругов определяется их единством в Боге. Единую плоть и единую душу составляют только супруги, пребывающие во Христе, исполняющие Его Заповеди. И такое совершенное состояние является надёжной основой малой Церкви, которой является христианская семья. Это, как бы, идеал, максимальное единение душ, гарантирующее согласованный выбор общей реальности. К этому идеалу мы и должны стремиться. Современные семьи оттого так непрочны, что, в большинстве, не имеют под собой такой надёжной основы.
Думаю, что это утверждение в полной мере совместимо с тем, что говорят о супружестве Святые Отцы.
– Апостол Павел: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава церкви, и Он же Спаситель тела». (Эф. 5:23)
Святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».
Святитель Иоанн Златоуст: «Для жены идеалом ея отношений к мужу служат отношения церкви к Христу. Муж – глава жены, является для нея представителем Христа, главы Церкви. Он первый и главный член семьи, руководитель ея, отвечающий за ея благосостояние и благоустройство».
Святитель Феофан Затворник: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»
Святитель Филарет Московский: «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей»
Святитель Григорий Богослов: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию.

Владыка Аверкий (Таушев) отмечает: «Следовательно, супружеская любовь должна быть, прежде всего, духовной любовью, а не плотскою и иметь нравственную цель «чтобы освятить ее»
Путь к духовному единству в семье лежит через общую веру и общий семейный труд. Всё, что делается в семье должно исходить от любви и направляться разумением Заповедей Христовых. А лучшим средством духовного единения супругов является общая молитва и совместное чтение Священного Писания. Чем больше супруги молятся друг за друга в обыденной жизни, тем они ближе к единению, тем ближе к христианскому идеалу.

 Аркадий Костерин

Просмотров (190)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *