Для чего читать молитвенные правила?

Многим наскучили, приелись, даже надоели эти молитвы. – Какой смысл повторять одно и то же? – Если не ответить своевременно на этот вопрос, можно, пожалуй, впасть в уныние и тоску. Мне приходилось слышать такие высказывания: «Мы молимся по привычке, уже нет для нас чувства и смысла в этих молитвах. – Похоже, Бог нас не слышит!» – Попробую защитить этот старый благочестивый обычай – читать молитвенные правила.
Для начала, скажем, что Всемилостивый и Всеведущий Бог слышит все наши молитвы, особенно же те, которые дала нам Церковь. А затем, давайте посмотрим, кто авторы этих, привычных для нас молитв? – Это же Сам Господь и Святые Отцы – Учителя Церкви. И, я убеждён, что составились эти правила не случайно. Думаю, что в практике Церкви веками, по благодати Божьей откладывается и отбирается самое драгоценное духовное достояние, выраженное в лучших молитвах. Из них и составлены наши молитвенные правила, незаменимые для спасения и вразумления нас, грешных.
Вот примеры происхождения некоторых молитв, взятые мной из журнала «Фома»:
Отче наш
I век. Дана нам Самим Иисусом Христом. (см. Евангелие от Матфея, гл. 6)
Символ веры
Конец IV века. Был принят на первых двух Вселенский Соборах Православной Церкви в 381 году по Р. Х.
Первые четыре молитвы после Символа веры
Конец IV века. Преподобный Макарий Великий, ближайший ученик основателя монашества Антония Великого.
Пятая молитва утреннего правила
Конец IV века. Святитель Василий Великий, величайший святой и учитель. Написал множество догматических сочинений, составил чинопоследование литургии.
Вторая молитва вечернего правила
Начало VII века. Антиох, игумен Лавры Саввы Освященного, автор жизнеописания множества мучеников византийско-персидской войны.
Заключительные молитвы вечернего правила
Конец IV- начало V века.
Свт. Иоанн Златоуст, автор множества богословских и вероучительных трудов, составитель чинопоследования литургии, за прекрасные проповеди и прозванный Златоустом; IX век. Монах Петр Студийский, ученик создателя монашеского устава преп. Феодора Студита.

Авторы этих святых молитв постарались выразить в них всё самое необходимое, без чего не может жить христианин. Так что Молитвенные Правила – это, по сути, краткие конспекты Священного Писания и Святоотеческого Предания. В них надо неустанно вдумываться при каждом прочтении, и это может продолжаться бесконечно. И постепенно нам открывается беспредельная глубина их содержания. – Ведь это же богоданные тексты!

В современной суетной и беспокойной жизни людям стало некогда читать Священное Писание. Нас окружают сейчас тысячи соблазнов, призванных оторвать нас от веры и от духовности, завлечь в безумный круговорот погони за богатством и удовольствиями. В наши дни – читать молитвенные правила – это почти единственная возможность для современных занятых людей приобщиться к Слову Божьему. Да и Святоотеческое Учение было бы скрыто от многих из нас, если бы не молитвы, завещанные нам Святыми Отцами.

Ну, и кроме того, несомненно, что все популярные молитвы – это образцы высокой поэзии! Поэтому они незаменимы для духовного и культурного воспитания молодых людей. А то, что мы по привычке не замечаем высоких поэтических и художественных достоинств молитв, так это до поры! – Бывает часто – приходит благодать, и мы вдруг, как будто прозреваем, увидев, какие сокровища даны нам в Молитвенных Правилах!
Иногда мне представляется, что мир наш давно бы уже сгорел, если бы не было у нас спасительных и благодатных, молитвенных правил…

Ноябрь 2020

Просмотров (137)

Для чего читать молитвенные правила?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *